В современном музыкальном мире границы между вдохновением, стилизацией и нарушением авторских прав часто размыты. Особенно остро это ощущается в эпоху цифровых технологий, когда любой звук или вокальный фрагмент легко можно изменить или скопировать. Недавний скандал вокруг трека «Базовый минимум» российского исполнителя АлСМИ привлёк внимание как общественности, так и профессионалов: возникли обвинения в заимствовании голосов известных артистов, таких как Guf, Mia Boyka и Элджей, одновременно с обсуждением ситуации. Сегодня мы решили разобраться в ситуации и взять эксклюзивное интервью у самого артиста. АлСМИ — это сольный проект российского саунд-продюсера Алексея Смирнова.
Вдохновение или имитация? Развенчание мифов вокруг «Базового минимума»
— Как бы вы прокомментировали обвинения в копировании голосов известных исполнителей?
АлСМИ: Да, мой голос может напоминать Guf или Элджея — в этом и заключается суть пародии. Я всегда честно говорю об этом в своих соцсетях. В творчестве всегда существуют стили и цитаты, а моя задача — создавать узнаваемый образ. Но настоящий голос — это совсем другое. Любая профессиональная фоническая экспертиза подтвердит, что я использую лишь стилизацию, а не подделку. Моя цель — подчеркнуть иронию и сатиру, а не создавать фальшивых идентичностей.
— Какие идеи или источники вдохновения легли в основу трека «Базовый минимум»?
АлСМИ: Изначально идея пришла из комментариев мужской аудитории, которая хотела увидеть ироничный ответ на женскую версию этого трека. Мы решили сделать что-то сатирическое, выразить через музыку определённое настроение и отношение к популярным артистам. Вдохновлялись современными трендами, шуточными пародиями и желанием показать, что в музыке важно не только содержание, но и подача.
Процедуры и этика: используем ли сэмплы и как соблюдаем авторские права
— В композиции использовались сэмплы или фрагменты чужих песен?
АлСМИ: Нет, ни в финальной версии, ни в процессе создания трека не использовалось никаких чужих сэмплов или вокальных фрагментов. Вся работа была выполнена нами, и любые экспертизы это подтвердят. Мы строго придерживаемся принципов авторского права и в случае необходимости юридической проверки.
— Как вы относитесь к вопросам авторских прав и оригинальности в современной музыке?
АлСМИ: Уважаю авторское право и считаю его краеугольным камнем индустрии. Если мы используем что-то чужое, обязательно получаем разрешение, проводим юридическую экспертизу и «очищаем» материалы. В творчестве важно соблюдать границы, чтобы не возникало конфликтных ситуаций.
— Были ли консультации с юристами по поводу вокальных элементов, если они использовались?
АлСМИ: Конечно. Если в работе задействованы чужие вокальные материалы, мы обязательно консультируемся с юристами и оформляем все необходимые документы. В случае с «Базовым минимумом» никаких заимствований не было, поэтому особых проблем не возникло.
Творческая смелость и возможные последствия
— Какие шаги вы готовы предпринять для разрешения текущего конфликта?
АлСМИ: Я открыт к диалогу и готов обсудить любую ситуацию. Пока что от сторон — ни от правообладателей, ни от коллег — не поступало никаких официальных претензий или подтверждений нарушения. В случае необходимости я готов к сотрудничеству для урегулирования ситуации.
— Как вы оцениваете реакцию публики и музыкального сообщества на трек?
АлСМИ: Реакция в целом положительная. Мнения разнятся, среди слушателей много тех, кто понимает юмор и суть пародийных подходов. Как выразился один из известных рэперов — Ресторатор: «Пошумим!» Это показывает, что в музыкальной индустрии всегда есть место для сатиры и экспериментов.
— Планируете ли что-то менять в будущих работах?
АлСМИ: Кардинально менять направление не собираюсь. Я уверен в своем творческом методе и считаю, что пародия — это легальный и уважительный прием, если он не нарушает авторские права и не вводит в заблуждение слушателей.
Больше технологий — больше вопросов?
— Создают ли современные технологии сложности в различении оригинальных и заимствованных вокальных партий?
АлСМИ: Технологии позволяют практически всё, и это создает как возможности, так и сложности. Однако, если говорить о заимствованных вокальных партий, то современные программы позволяют легко определить подлинность записей и проверить использование чужого вокала.
— Насколько допустимо творческое заимствование и влияние других артистов?
АлСМИ: Вдохновляться чужим творчеством — нормальная практика. Важно — уважать границы и избегать плагиата. В нашем случае, пародия и стилизация — это часть культурного диалога, а не попытка украсть чужие идеи.
Отношение к юридическим аспектам и будущим планам
— Были ли договоренности с артистами по использованию их вокала?
АлСМИ: Мы всегда стараемся договариваться юридически, если есть необходимость использовать чужие материалы. В случае с «Базовым минимумом» никаких договоренностей и не было — всё оригинальное.
— Планируете ли официально обращаться к тем исполнителям, чьи голоса, по мнению кого-то, использовались?
АлСМИ: Возможно, это уже произошло или произойдет в ближайшее время. Открыт для диалога и взаимного понимания.
Итоги и взгляд в будущее
— Какие у вас впечатления от общественной дискуссии по поводу скандала?
АлСМИ: В основном спокойно, слушатели и коллеги понимают мой подход. Обсуждение, даже если оно горячее, важно для развития культуры и уважительного отношения в индустрии.
— Есть ли риски для вашей репутации?
АлСМИ: Конечно, такие ситуации влияют на восприятие. Однако, успешные показатели трека — первое место в чартах — говорят о том, что аудитория ценит творчество и не путать сатиру с нарушением.

Итог: Искусство или провокация? Что говорит о ситуации АлСми?
Эксклюзивное интервью с АлСМИ (Алексеем Смирновым) подтверждает его уверенность в честности своих творческих методов и в необходимости уважать границы авторского права. Пародия, стилизация и вдохновение — важные инструменты артиста, если они не нарушают юридические и этические нормы. В будущем ситуация потребует внимательного анализа со стороны правообладателей и медиасообщества, а главное — доверия и честного диалога.
Оставайтесь с «Российской прессой» — мы внимательно отслеживаем развитие событий и делимся важными новостями в сфере музыки и культуры.
Это интервью было подготовлено и проведено заместителем главного редактора — Щеголихиным Юрием Юрьевичем — 26 октября 2025 года. ©