Что слушал Репин: самые «музыкальные» картины в истории

При взгляде на некоторые художественные полотна в голове начинает играть определенная песня. Другие холсты появились только потому, что художник вдохновился музыкой. А иногда бывает и наоборот — живопись порождает мелодию. Как связаны Пиросмани и «Миллион алых роз», что слушал Репин, создавая «Ивана Грозного и сына его Ивана», кто был любимым композитором Врубеля — в материале РИА Новости.»Жил-был художник один»Наверное, самая известная картина, «переложенная» на музыку, — «Актриса Маргарита» Нико Пиросмани. Художник-самоучка слыл удачливым бизнесменом — у него была молочная лавка в Тбилиси, которую он и расписывал. Но однажды Пиросмани встретил легкомысленную Маргариту де Севр, французскую певицу и танцовщицу. Впечатлительный живописец влюбился в нее без памяти. Она же, удостоив его только поцелуем, сбежала с богатым военным.Перед этим Пиросмани, продав картины и имущество, отправил Маргарите огромное количество цветов. На картине она — с букетом белых роз.

Спустя много лет поэт Андрей Вознесенский написал об этом стихотворение, ставшее песней «Миллион алых роз».

"Буквально перевести живопись в музыку не получится, — говорит музыкальный блогер Светлана Ена. — У каждого рода искусства свои инструменты. Однако передать настроение произведения, сюжет можно. И это непростая задача".

«Голубые танцовщицы» и другие картины на «балетную» тему Дега вдохновляют не композиторов, а скорее организаторов выступлений и исполнителей классической музыки. Например, в 2018-м в Москве состоялся концерт «Звучащие полотна. Эдгар Дега», где работы импрессиониста рассматривались через шедевры Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта, Чайковского и Боэльмана.»Включают» музыку в головеКартина «Неравный брак» — венчание старика с несчастной молодой девушкой — ассоциируется со старинным романсом «У церкви стояла карета», известным с конца позапрошлого века. Посетители Третьяковки даже иногда высказывают догадки, что холст создан как иллюстрация. На самом деле эти два произведения никак не связаны.Василий Пукирев написал это полотно в 1862-м и произвел настоящий фурор среди ценителей живописи. По одной версии, художник изобразил личную драму отвергнутого бедного жениха. Согласно другой, он исходил из истории своего ученика Сергея Варенцова, который из-за низкого происхождения не смог жениться на любимой.

Тема неравных браков по расчету была настолько злободневной, что даже церковь об этом высказывалась. Похожий сюжет — у картины Фирса Журавлева «Перед венцом». Однако с романсом ассоциируется именно работа Пукирева.

«Бурлаков на Волге» Илья Репин создал по заказу князя Владимира Романова. Изображение тяжелого труда произвело сильнейшее впечатление на публику и критиков — и стало ассоциироваться с «Дубинушкой». И картина, и песня — олицетворение горькой народной доли.

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа — о борьбе за свободу, равенство и братство. И на ум приходит, конечно, «Марсельеза». Сегодня это государственный гимн Франции. Интересно, что на картине фактически изображено его исполнение — справа видны очертания собора Парижской Богоматери, колокола которого безостановочно отзванивали этот мотив в первые дни революции.

Например, как у Римского-Корсакова.

Римский-Корсаков сильно повлиял на жизнь и творчество художника.

"Его жена вспоминала, что оперу "Садко" он прослушал около ста раз, — добавляет Ена. — Врубель говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря, и всякий раз находит новые фантастические тона".

Илья Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван» под музыку Римского-Корсакова.В 1913-м художник рассказывал корреспонденту газеты «Русское слово»: «Как-то в Москве, в 1881 году, в один из вечеров я слушал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване… Какая-то кровавая полоса прошла через этот год… Я работал завороженный».

Но самое «музыкальное» изображение, по мнению Ены, — у Марка Шагала. Это роспись потолочного плафона Парижской оперы площадью 220 квадратных метров.

"Все, что есть на шагаловском плафоне, выражает почтение к авторам опер и балетов XVIII-XX веков", — говорит эксперт.

Центр посвящен Бетховену, Верди, Глюку и Бизе. Белая и зеленая части — оперные: «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Тристан и Изольда» Вагнера, «Ромео и Джульетта» Берлиоза. Синяя — с моцартовской «Волшебной флейтой» и «Борисом Годуновым» Мусоргского. Затем балеты: классические — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана — в желтой части, а новаторские — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля — в красной. Для меломанов эта последовательность полна сюжетных и музыкальных связей.

Вам также могут понравиться