Эксперт назвал тактическим ходом ослабление ограничений по экспорту российской нефти
Великобритания и Евросоюз ослабили ограничительные меры в отношении России на торговлю нефтью. «Зима близко», — как говорили герои «Игры престолов» и никто в мире не хочет запасаться на период трескучих морозов дровами. На попятный западные партнеры пошли вынужденно, на фоне опасений резкого роста цен на энергоносители. Которые, как снежный ком, дадут рост инфляции. Теперь Старый Свет согласен страховать наши танкеры с нефтью.
Исторически сложилось так, что Британия всегда была «владычицей морскою» и морской торговли. Большая часть страхователей судов базируется именно в Лондоне – они покрывают примерно 90 % мирового тоннажа судов. Ну, так вот, по последним сведениям СМИ, Великобритания не запрещает страхования танкеров с российской нефтью, если эти суда идут через европейские порты транзитом и выгружаются в третьих странах.Такой же «задний ход» дали и страны Евросоюза.
Еще в начале лета Брюссель издал грозное предписание: полностью запретить предоставление услуг судам с российской нефтью. А теперь получается: пускай себе экспортируют, ходят по морям-океанам. Считается, что ЕС в один момент озаботился глобальной энергетической безопасностью.
Откуда такой разворот на 180 градусов? Об этом мы спросили Игоря Юшкова – ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта финансового университета при правительстве РФ.
— С начала специальной военной операции на Украине британские компании объявили российские воды и порты чуть ли ни зоной боевых действия, — говорит он. — Это весьма сильно подняло стоимость страховки. И на этом они очень даже неплохо зарабатывали.
С середины мая наша страна заключила договор с азиатскими потребителями энергоресурсов о других схемах страхования. Это стали осуществлять российские компании под государственные гарантии. Для азиатских стран такой вариант оказался вполне приемлемым.
Западные страхователи поняли, что сами себя наказали, потеряли большую часть рынка услуг. И теперь хотят вернуть все обратно, снимают ограничения. Дескать, мы за то, чтобы в мире не было дефицита энергоносителей, и чтобы цены на них не ползли вверх. Пускай Россия экспортирует нефть в третьи страны, мы ей даже будем в этом способствовать…
— Однако выдвигают какие-то свои непонятные условия. Какие?
— Здесь интересная ситуация. Западные компании занимают большую часть рынка услуг страхования морских судов. Изначально они ставили вопрос ребром: ничего не покупать у России, экономика ее рухнет и она изменит свой внешнеполитический курс.
Ничего, однако, не вышло. Да, в марте и апреле физические объемы экспорта энергоносителей у нас снизились, но за счет того, что цены скакнули вверх, нефтяные доходы не уменьшились
Теперь Брюссель и Лондон меняют свою стратегию. Вернуться к классическому варианту страхования морских судов, то есть, западными компаниями. Но при условии, что находящаяся в них нефть не выше той цены, которую они хотят установить для России.
— Так называемый потолок, который обсуждается уже несколько недель?
— Точно. Но чтобы их инициатива сработала, необходимо, чтобы ее поддержали большинство азиатских стран, которые покупают нашу нефть. Позиция России четкая. Тот, кто захочет покупать нашу нефть по фиксированным ценам, может вообще остаться без энергоносителей. Сейчас они покупают со скидками, дешево. А кто захочет покупать за большие деньги? Вряд ли Индия или Китай примут предложение западных компаний.
Таким образом, санкции Запада в отношении России проваливаются одна за другой. Тем не менее, Вашингтон и Лондон не оставляют планов запрета страхования российских танкеров. Но для этого шага им необходимо установить предельную цену на нашу нефть. Почти как по Ильфу и Петрову: нефть ваша, а цены — наши…
Источник: mk.ru