Экзотика и симметрия: что попало в объективы финалистов конкурса Стенина
Работы лауреатов Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина — на самые актуальные темы: глобальное потепление, технологические новинки, противостояние человека и природы, этнические столкновения, социальные вызовы. Почему надо посетить выставку в Историческом музее и на что стоит обратить внимание — в материале РИА Новости.Заглянуть в будущее
"Этот конкурс стал вкладом в борьбу с безразличием и бездушием, — сказала на открытии официальный представитель МИД России Мария Захарова. — Сколько людей, которые не были связаны с нашей страной, впервые соприкоснулись с ней именно через этот конкурс".
На экспозиции в ГИМ — фотомоменты со всего мира. Снимок из Бангладеш соседствует с кадром из России, работа из Сирии — рядом с китайской.
"Я хотел бы подхватить эту мысль про безразличие, — отметил генеральный директор медиагруппы "Россия сегодня" Дмитрий Киселев. — Все эти работы сделаны неравнодушными людьми. Мы таких людей привлекаем на этот конкурс и в то же время мы их формируем. Этот конкурс формирует неравнодушие в журналистах, фотографах, зрителях".
По его словам, организаторы проекта делятся ценностями, которые исповедуют сами.
"Фотография не может обманывать — это всегда честно, это выхваченный из исторического потока момент, — продолжил Дмитрий Киселев. — Каждый год выставка делает смысловой срез жизни человечества. Для нас это способ рефлексии, самопознания, попытка заглянуть в будущее".
Все кадры на выставке показывают, каким разным и по-своему необычным был прошедший год. Шибашиш Саха запечатлел атмосферное празднование бенгальского Нового года, Данило Гарсия Ди Мео привлекает внимание к дислексии. Эстебан Биба сфотографировал столкновение мигрантов и полицейских в гватемальской деревне, а Артем Микрюков сделал удивительный по симметрии кадр «Стража». Это также пример того, что идеального снимка приходится ждать долгие часы или дни — в любую погоду.
На фото — сотрудники правоохранительных органов Армении. Кордон у здания правительства во время митинга оппозиции в Ереване. Протестующие требовали отставки премьер-министра Никола Пашиняна.
"Я давно заприметил интересную структуру солдат с щитами, — рассказывает Микрюков. — Каждый митинг сопровождался подобным зрелищем: солдаты оцепляли здание и формировали собой причудливый узор. Он складывался также из деревьев, плитки, окон, облицовки".
Поймать момент, когда перед объективом нет никого, кроме стражей порядка, было непросто.
"Начало весны, снег выпадает и тает, промозгло, холод, а ты ждешь, пока из кадра выйдут бабушки с колясками или дети на велосипедах, — вспоминает фотограф. — Однажды, когда все разошлись, в том числе журналисты, я сделал это фото. Сначала просто на телефон, чтобы выложить в соцсети. Как сценка из жизни города мне это не казалось чем-то ценным".
Но работу сразу признали профессионалы: на следующий день снимок опубликовали в The New York Times.Герои нашего времени
На выставке особая атмосфера: экспозиция расположилась в зале «Воскресенские ворота», который нечасто открывают для публики. Из окон — вид на Красную площадь под необычным ракурсом, а белые стены фокусируют внимание на красочных фотоработах.
А внимания заслуживают все. Пожалуй, самая яркая работа — у Виталия Невара в секции «Портрет. Герой нашего времени». Фотограф запечатлел солдата роты почетного караула во время захоронения останков воинов Советской армии накануне Дня Победы. Почти все пространство занимает триколор, а за ним угадываются очертания человека, похожие на барельеф.
Кажется, в этом кадре слышится тишина — настолько торжественным он получился.Серия Жанны Фашаян «Кислород» посвящена людям с муковисцидозом.
"Собиралась помочь благотворительному фонду с фотографиями для денежных сборов на оплату съемного жилья в Москве, где вероятность найти донора выше, — говорит автор. — Кто-то ждет месяц-два, кто-то — год-два, а кто-то, увы, не дожидается. Когда начала снимать, поняла, что хочу не только участвовать в сборе средств, но и рассказать широкой аудитории о заболевании и судьбах этих людей".
Она снимает уже год. Кадры в основном в серо-синей гамме, считываются эмоции персонажей — одиночество, скрытая грусть. Живут они практически изолированно, но дома всегда встречали фотографа с особым гостеприимством.
1 из 3
Жанна Фашаян, "Кислород", Россия
Лера из Ярославля читала собственные стихи, Лиля из Казани угощала национальными татарскими пирогами. Чтобы спастись от одиночества, она вяжет одежду для собак.История Димы и Ани — про любовь. Девушка не побоялась диагноза будущего супруга. Вместе они уехали в столицу дожидаться пересадки легкого.
"Самое ценное — моя работа им помогает. Для меня как фотожурналиста это очень важно и приятно, — признается Фашаян. — Мне кажется, удалось передать их состояние. Несмотря на всю минорность ситуации, удалось запечатлеть не только одиночество, но и надежду".
Свежий взгляд
Нельзя не отметить красочную работу со сборщицами перца чили и снимок «Сад Немо» — первый в мире комплекс подводных теплиц недалеко от Лигурийского побережья Италии (Джакомо д’Орландо).
1 из 2
Сборщицы перца чили (работа автора из Бангладеш Абдула Момина)
2 из 2
Джакомо д’Орландо "Сад Немо"
Съемки матчей — тоже своеобразный спорт. Лучше всего это иллюстрирует работа Эдгара Брещанова «Человек, который изменил все».Мы видим Патсона Дака — героя игры группового этапа Лиги Европы между «Спартаком» и «Лестером». Все голы за «Лестер» в той встрече забил именно он. А фотограф виртуозно поймал момент триумфа, когда футболист делал сальто.
"Эмоции испытал невероятные! Не каждый день видишь сальто, да еще на матче такого уровня. Игрок, оформивший "покер" и забивший все голы за свою команду! — рассказывает автор кадра. — Незабываемо для меня и то, что весь матч я снимал на другом фланге, но минут за десять до гола перебрался именно туда. Как будто предчувствовал! У этой фотографии немалая доля везения".
Причем задача — не только поймать момент, но и оперативно переключаться с одной аппаратуры на другую. Например, у Брещанова на основном фотоаппарате стоял длиннофокусный объектив, на другом — универсальный. За считанные секунды нужно было поменять камеру и настроить фокус.Снимок эффектный: удачный ракурс, симметричное расположение рук и ног, взгляд игрока, чувство его триумфа, которое передается зрителю.Серия Евгения Коноплева — о бурятском соревновании «хээр шаалган», где надо ребром ладони сломать говяжью или верблюжью кость.Эта древняя народная забава недавно получила статус национального вида спорта.
"Тут и спортивный интерес, и сакральный смысл, — поясняет Коноплев. — Спортсмен отпускает душу животного для перерождения. Костоломы говорят, что на первом месте не физическая подготовка, а состояние их чистого разума в момент действия".
Собирая дикую облепиху, фотограф познакомился с Долгор — учительницей физкультуры из села Туран, участницей соревнований. Она постоянно курила и вдруг сказала: «Я это делаю не потому, что хочу, а потому, что тут медведь бродит. Он запах чувствует и не подходит. Да нормально все, не бойся».
На его снимках — состязание, тренировки и повседневность жителей Бурятии.
У Артема Оноприенко — фотографии детей, живущих на полуострове Таймыр за полярным кругом.Им неизвестно, что такое соцсети или лайки. Они катаются на санях, пытаются ловить оленей с помощью лассо, играют в догонялки и с собаками.
1 из 2Артем Оноприенко «Дети Арктики». Россия. Моя планета, серииФутболки с яркими принтами и вездеходы кажутся тут неуместными, а обед внутри чума или общение с местными сохатыми — наоборот, вполне естественными.Выставка в ГИМ дала начало международному турне по городам как в России, так и за рубежом. Идут переговоры с партнерами в ОАЭ и Испании.Экспозицию можно посетить по входному билету в Исторический музей до 14 ноября.
1 из 2
Избранные работы лауреатов конкурса Стенина 2022 года
2 из 2Эрдем Сахин «Познакомьтесь с морской слизью, еще одним «даром» глобального потепления». Турция. Моя планета, серииМеждународный конкурс имени Андрея Стенина, организованный медиагруппой «Россия сегодня» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, старается поддержать молодых творцов и привлечь внимание к задачам современной фотожурналистики.
Генеральными информационными партнерами выступают: ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания) (Россия), онлайн-платформа СМОТРИМ (Россия), общероссийский государственный телеканал «Россия-» (Россия), телеканал «Москва 24» (Россия).Международными информационными партнерами конкурса стали: информационное агентство и радио Sputnik (международное), телеканал и портал RT (международный), медиахолдинг Independent Media (ЮАР), информационное агентство Telam (Аргентина), новостное агентство ANA (ЮАР), Shanghai United Media Group (SUMG) (Китай), интернет-портал газеты China Daily (Китай), интернет-портал The Paper (Китай), медиасеть Al Mayadeen (Ливан), Фестиваль этической фотографии (Италия).
В статусе отраслевых партнеров конкурс поддерживают: Союз журналистов России (Россия), информационный портал YOung JOurnalists (Россия), портал Russian Photo (Россия), портал Photo-study.ru (Россия), фотошкола «Академия фотографии» (Россия), интернет-портал All About Photo (США), интернет-портал IPhotoChannel (Бразилия), интернет-портал For Photographers Only (международный), международная площадка-партнер — фестиваль PhotON (Испания).
Источник: ria.ru