«Фабричный» праздник театра

Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» не так давно завершил программу 2022 года. По этому поводу «МК» побеседовал с худруком Московского губернского театра, народным артистом РФ Сергеем Безруковым. Именно Губернский театр, как мы помним, выступает основной площадкой фестиваля, традиционно превращая июньские дни в фееричное торжество.

Открытие фестиваля «Фабрика Станиславского» . Фото: Пресс-служба Московского Губернского театра

— Сергей Витальевич, всего 10 дней фестиваля — многое ли удается успеть за этот отрезок времени? И какое главное достижение «Фабрики Станиславского-2022»?

— За 10 дней можно сделать многое. «Фабрика Станиславского» прекрасна тем, что это не многомесячный марафон, а праздник театра. Праздник не может быть длинным. «Фабрика Станиславского» — это лето, это яркий старт эскизом спектакля на открытой площадке. Это встречи единомышленников, как профессионалов, так и студентов, которые проходят у нас интенсивное обучение – тренинги и лекции от лучших педагогов и историков театра. И в финале – награждение лауреатов и зажигательный Импровизационный БАТЛ, где наши студенты соревнуются в остроумии и импровизации. Главное достижение нынешней «Фабрики», как мне кажется, – это полные залы на спектаклях региональных театров. Времена сейчас сложные, и тем отраднее, что интерес к живому театру, актерскому театру, по-прежнему есть. Мы собираем коллективы и спектакли, которые так или иначе продолжают развивать учение Станиславского, психологический театр, где важно не формотворчество, не режиссерские ребусы, а содержание. Форма может быть любой, самой яркой, но все равно главное в театре – это рассказанная история.  Режиссер всегда пытается удивить, и порой делает это блестяще, но все-таки мы должны уходить со спектакля с ощущением, что посмотрели историю. И если вас тронула эта история, значит артисты не играли, а жили на сцене.

— География участников фестиваля обширна: Москва, Тверь, Иванов, Стерлитамак, Екатеринбург, Севастополь и Новокуйбышевск. Если не брать столицу, театру из какого региона удалось удивить зрителей?

— Очень большой интерес вызвал «Дракон» Дениса Бокурадзе, на него сразу раскупили билеты, так же, как и спектакль Яны Туминой «Нос», который привез Севастопольский ТЮЗ. Много хороших отзывов получили «Магнит» Свердловской драмы и «Страна Айгуль» из Стерлитамака.

— Статуэтки «Верю» победители получили за лучшую женскую, мужскую роль, лучший актерский дуэт, и, помимо этого, за лучший актерский ансамбль. Есть ли в числе награжденных, на ваш взгляд, настоящий прорыв?

— Замечательная работа у Игоря Цветкова из Севастопольского ТЮЗа – он сыграл майора Ковалева в спектакле «Нос». И Светлана Гиниятуллина из Стерлитамакского театра драмы, сыгравшая главную роль в «Стране Айгуль» — очень яркая актриса, живая, интересная. Недаром оба получили приз фестиваля за лучшую роль. Им действительно веришь.

— В рамках фестиваля идут тренинги для будущих актеров. Насколько важно осуществлять поиск талантов по всей России?

— У наших тренингов все же другая задача: мы не ищем, мы развиваем таланты. Они все обучаются на 3-4 курсах театральных вузов, в этом году у нас были студенты из Саратова, Новосибирска, Казани, Ярославля, Волгограда и Екатеринбурга. В этих вузах достойная школа, но вряд ли в своем вузе они смогут получить уникальный тренинг от Сергея Федотова по системе Михаила Чехова, или основы такой востребованной специальности, как озвучание и дубляж. Студенты сами признались, что для них было потрясением слушать лекции от авторов учебников, по которым они учатся в вузе. Я тоже провел для них мастер-класс по художественному слову.

— Спектакль «Чужие берега», эскизом которого открылась «Фабрика Станиславского», посвящен проблеме эмигрантов, а точнее замкнутому кругу их скитаний. Почему сегодня эта тема востребована? Потому что уезжают — или потому что неизбежно придется возвращаться?

— Главное, не путайте времена и не путайте эмигрантов. Наш спектакль – о временах столетней давности, о периоде Гражданской войны, когда после революции и краха белого движения множество людей бежало из страны. Они бежали от неминуемой смерти. Все эти люди, рассеянные по чужим берегам, искренне любили Россию, не мыслили себя без нее. Тоска по родине, ощущение своей ненужности на чужбине, мечты о возвращении домой, – все это пронизывает каждую строчку в произведениях авторов русского зарубежья.

Источник: mk.ru

Вам также могут понравиться