Гостюхин: «То, что сейчас снимают про войну, — это в основном кошмар»

Сегодня на телеканале «Россия» начинается показ сериала «Катюша», события которого разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Заслуженный артист РСФСР, народный артист Беларуси и кинорежиссер Владимир Гостюхин сыграл в нем подполковника Клюева. О том, каким должно быть достоверное кино и чего ждать от премьеры, актер рассказал в интервью РИА Новости.— Я играю характеры, и каждый для меня индивидуален. Они все разные — и Горбатов из фильма «Генерал», и Кацуба из «Старшины», и подполковник Клюев. Но их объединяет то, что они находятся на войне, борются с фашизмом.

— Не могу рассказать всего, потому что тогда зрителю будет неинтересно смотреть. Но особенность моего персонажа в том, что он не один — рядом с ним дочь, которую он очень любит. Он не хотел этого, она сложными путями проникла в его подразделение. Отец считает, что ей не нужно быть на этой войне. Она настаивает на своем. И эти взаимоотношения с дочкой-летчицей очень важны для сериала. Эти образы, подполковник и его дочка, очень сложные, и их сюжетная линия своеобразная. Мне было интересно. Но пусть зритель вынесет собственный вердикт. Я пока не видел весь сериал, не знаю, что получилось в итоге. Однако я старался воплотить все, что мне давала драматургия этого характера.

— Когда я читал сценарий, я увидел в нем что-то настоящее, действительно из того времени. А современные картины о войне не люблю. То, что сейчас снимают, — это в основном кошмар. Раньше над такими лентами трудились серьезно, а теперь сериалы стряпают за пару месяцев. Когда мы с Ларисой Шепитько работали над фильмом «Восхождение», это было глубокое проникновение в эпоху, в суть характеров. Большинство современных проектов — это просто костюмированные картины. Костюмы как будто просто висят на артистах, а они сами по себе.Надеюсь, этого в «Катюше» не будет. Мои партнеры — талантливые ребята. Обстановка на площадке была хорошая.

— Лариса Шепитько готовилась к «Восхождению» четыре года. Погружалась в материал, в историю. Для нее это были не просто съемки — художественный акт о войне. Там каждая деталь продумана, каждый элемент работал. Но это невозможно в том ритме, в том режиме, в котором существует современный кинематограф. Продюсер постоянно подгоняет. Быстрее снять — значит больше денег заработать.

Советская система была очень правильной, позволяла создавать такие шедевры, как «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, к примеру. Сейчас такого не сделают. И Бондарчук — воевавший человек. У тех, кто побывал на фронте, было к этому другое отношение. Сегодняшние картины — это представление о войне.— Оригинальной кажется «Мы из будущего» — сделана необычно и убедительно. Там есть недостатки, но ты смотришь — и тебя захватывает эта история, ты в нее веришь. Хорошие фильмы есть. Однако шедевров не припомню.— Надо смотреть не голливудские фильмы, а советские. Они были своеобразными. Всегда по почерку режиссера можно было определить, что это наше кино. Сейчас смотришь — и видишь голливудские штампы, боевик какой-нибудь состряпали на скорую руку — и все. Мне здесь предложили один сценарий, я открыл его и ахнул — совершенно антирусский, как будто написан умышленно против нас, против России.

Нужно уходить от продюсерского кино — к системе, которая была в советское время, к Госкино. На частные деньги пусть снимают, что хотят.Меня привлекает в фильмах история человека, его внутренняя жизнь, взаимоотношения с окружающими. В «Старшине», например, главный герой поначалу открывается зрителю как суровый мужик. Потом понимаешь: просто он знает, что такое война. И молодым ребятам, которые отправляются на фронт, надо передать эту суровость. Он оказывается глубоким, настоящим человеком.

— Там многое замешано на любовной истории, на интриге. Этот сериал не претендует на шедевр — это человеческая история, которая входит в военный сюжет. Важно, чтобы было убедительно, волновало зрителя. Посмотрю — пойму, как все сложилось.

3 мая, 08:10

Вам также могут понравиться