Грабарь как он есть: яркая выставка в Третьяковке, на которую надо сходить

В Лаврушинском переулке открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения художника». Она рассказывает об импрессионисте, исследователе и первом директоре Третьяковской галереи, который изменил отношение к искусству и музеям в России. О самых интересных экспонатах — в материале РИА Новости.Верность традиции»Сколько здесь синего!» — первая мысль, которая приходит в голову в «пленэрном» зале выставки. Яркие кобальтовые дельфиниумы, фиолетовые тона сирени и, конечно, весеннее и зимнее небо. Рыжие лохматые цветы, спелые груши и яблоки соседствуют на полотнах с ультрамариновыми вазами и сервизом. В палитре импрессионистов синий — любимый цвет. Его использовали, чтобы показать многообразие оттенков природы и передать ощущение ускользающего мгновения.

1 из 5

Пейзаж с дельфиниумами. Экспонат выставки "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения художника"

Соотечественники Грабаря, художники начала XX века, отказывались от классического взгляда на искусство, уходили в авангард. Чертили атомы и абстракции, а Игорь Эммануилович выписывал на холстах тающий снег и тени на сугробах. Он был верен традиции, но не банален — потому и состоялся как яркий художник XX века.Мода на березу

"Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома, где представлены пейзажи Грабаря, написанные в начале XX века, — объясняет куратор выставки Ольга Атрощенко. — Центральная часть выставки — предполагаемый парк-пленэр, где художник создавал зимние пейзажи. А два отсека — воображаемая мастерская, в которой он работал над портретами близких людей, творческих личностей и крупных политических деятелей".

Усадьбы он тоже писал, и это делает полотна бесценными для историков архитектуры. Вот Дугино, вот куст сирени у Абрамцево, где сейчас музей. Вот величавый особняк Ольгино, залитый солнцем. Вот фабричный Наро-Фоминск. А вот небольшая пристройка в Кузьминках: она, кстати, сохранилась до наших времен, в 2008-м ее отреставрировали.

1 из 2

Павильон в Кузьминках. Экспонат выставки "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения художника"

Самый драматичный пейзаж — «Проходной двор в Замоскворечье». Тысяча девятьсот сорок первый, зима, Москва мирная, будничная — и еще не знает, какая беда двинется на нее совсем скоро.И конечно, в экспозиции представлены две самые известные картины Грабаря-импрессиониста: зимние и весенние березы — «Февральская лазурь» и «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904 года.

1 из 2

"Февральская лазурь". Экспонат выставки "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения художника"

«Что может быть прекраснее березы? Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка, — писал Игорь Эммануилович. — После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи» <…> пошла мода на березу. Я тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи».Советский портретЧтобы показать размах таланта автора, здесь же, рядом с пейзажами, представлены портреты. Они выдают, что Игорь Грабарь — художник своего времени. Ни намека на импрессионизм: четкие линии, пышущие здоровьем и оптимизмом лица в лучших традициях жанра советский портрет. Игорь Эммануилович писал и членов своей семьи, и известных личностей эпохи — композитора Сергея Прокофьева, арфистку Веру Дулову, литератора Корнея Чуковского. Особое место занимает портрет Ленина, над котором Грабарь работал долго, старательно выписывая детали.

1 из 7

Экспозиция выставки "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения"

«Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — признавался художник в дневниках.Сложно поверить, что все полотна в «усадебном» и «пленэрном» залах принадлежат одному и тому же автору. Но живопись — только часть наследия Игоря Грабаря.Для искусства и Третьяковки

"Игорь Грабарь сделал очень много не только в искусстве, но и для искусства, — подчеркивает Татьяна Карпова. — 150-летие со дня рождения художника отмечали в 2021-м, но в силу обстоятельств, в том числе коронавирусных ограничений, вернисаж пришлось отложить".

Но забыть о юбилее Грабаря Третьяковка не могла.

"Он, как первый директор галереи, создал научно выверенную экспозицию уже не частного музея Павла Третьякова, а государственного музея, — продолжает Карпова. — Это очень важная часть нашей истории. Выставка — наша благодарность ему".

Грабарь — ученый-реформатор, разработавший структуру музейной работы, исследователь, изучавший древнерусское искусство и буквально спасший его во времена СССР.

А еще, конечно, Грабарь был защитником старой Москвы — одним из тех, кто уберег собор Василия Блаженного и многие столичные церкви от уничтожения после революции. До последнего художник боролся за исчезнувшие памятники — легендарную Сухареву башню и Китайгородскую стену.Кабинет, иконы и авангардОдин из залов превратили в небольшой кабинет с синими стенами, где представлены научные труды и документы, свидетельства скрупулезной работы Игоря Эммануиловича над масштабными изданиями — такими, например, как «История русского искусства». Здесь посетители получают возможность оценить глубину исследований и почувствовать атмосферу, в которой трудился директор Третьяковской галереи.

"Грабарь был человеком чутким к искусству, но одновременно очень гибким, — рассказывает Карпова. — Это позволило, преодолевая сопротивление коллег, приобретать произведения современных ему художников русского авангарда. Он понимал, что Третьяковская галерея — музей русского искусства, которое развивается, идет вперед".

1 из 4

Экспонат выставки "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения художника"

В последнем зале представлены десять картин авангардистов — Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Василия Кандинского. Если бы не Грабарь, этих художников в собрании галереи могло и не быть.Игорь Грабарь сам ездил в экспедиции, привозил ценные артефакты, организовывал их реставрацию.В экспозицию включили спасенные художником древности — четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, автором которых считается Андрей Рублев. Представлены иконы, когда-то показанные на выставке Грабаря и Анисимова «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVIII века», она проходила в Европе и США в 1929-1932 годах.Рассказать о важнейшей миссии Игоря Грабаря по спасению архитектурных памятников Старой Москвы помогли мультимедиа: на интерактивном экране зритель может прочитать про памятники, за которые боролся художник. И заодно увидеть, как выглядела в начале XX века столица, вдохновлявшая Игоря Эммануиловича и на картины, и на ученые труды.

Вам также могут понравиться