Из Киева в Москву: судьба и самые яркие роли Леонида Броневого

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Леонида Броневого — одного из самых любимых советских актеров. Его жизнь была не такой легкой, как думали многие, слава пришла довольно поздно, а своего зрителя он обрел далеко не сразу.Радость и бедаДетство будущего артиста казалось безоблачным — отец работал в ГПУ (говорят, мать это решение мужа не одобрила, понимая все риски и ответственность). Мальчик учился музыке и рано проявил талант — играл на скрипке и фортепиано.Но все рухнуло, когда в конце 30-х отца арестовали: кто-то припомнил ему давнее высказывание в поддержку Троцкого. А затем грянула война — и Броневые попали в эвакуацию в Среднюю Азию, в Чимкент. Вспоминая, как помогали матери чужие люди, как местные заботились о его семье, артист до последнего вздоха отрицал любой национализм и всегда с теплотой говорил о выходцах из Средней Азии.От пекаря до актераПытаясь помочь семье, он сменил множество занятий, был даже учеником пекаря. А потом попал в пошивочный цех местного кукольного театра — и судьба «переломилась», Броневой буквально заболел сценой. Поступил в Ташкентский театрально-художественный институт, а затем — в Школу-студию МХАТ, которую окончил экстерном. Тогда же познакомился с первой женой, и вскоре она подарила ему дочь.

Актерская карьера заставила Броневого скитаться по всей стране. По распределению он попадал в провинциальные театры, а вот на московские подмостки его привела трагическая судьба. Когда дочери было всего четыре, жена умерла от рака, и Леонид Сергеевич решил поехать к родственникам в столицу попытать счастья. Получилось: его приняли в труппу Театра на Малой Бронной. Но и там долгое время не давали больших ролей, пока не пришел знаменитый режиссер Анатолий Эфрос. Он-то и заметил Броневого, и вскоре о новой театральной звезде стала говорить вся Москва.Поддержал АндроповНу а дальше — легендарные «Семнадцать мгновений весны». Говорят, что артистов на главные роли утверждал лично Юрий Андропов. Увидев фамилию Броневого, председатель КГБ вдруг задумался. Что-то в ней было знакомое — как оказалось, некоторое время Юрий Владимирович учился в Киеве и снимал угол у какого-то Броневого, который подкармливал нищего студента. Этим Броневым оказался дед актера.

На настоящего Генриха Мюллера Леонид Сергеевич внешне не очень походил, но режиссеру Татьяне Лиозновой нужна была органика — а ее у Броневого хватало с лихвой. Невероятно обаятельный, но вместе с тем хитрый и опасный враг: такого фашиста на нашем экране еще не показывали. Неудивительно, что образы Штирлица и Мюллера мгновенно ушли в фольклор, реализовавшись в многочисленных анекдотах — к которым, надо сказать, и Броневой, и Вячеслав Тихонов относились довольно скептически.А вот одна из узнаваемых черт экранного Мюллера — постоянное дергание головой — появилась экспромтом: воротник костюма был Броневому маловат и все время жал. Но Лиозновой очень понравился жест, и она решила так и оставить.

Кстати, премьера телефильма совпала с важным событием в жизни самого артиста: в первый день съемок он расписался со второй супругой, с которой и прожил до конца дней. Получилось довольно символично.

Кадр из фильма «Покровские ворота»После «Семнадцати мгновений весны» Броневой стал знаменит буквально на всю страну. Появились новые роли, в том числе — у Марка Захарова, в труппу «Ленкома» которого Броневой перешел и навсегда связал жизнь именно с этими подмостками. Были и яркие кинематографические образы — доктор в «Формуле любви», артист эстрады Аркадий Велюров в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Для роли Велюрова как раз и пригодился давний талант актера — в картине на фортепиано играет он сам.

В театре Захаров тоже всегда отмечал Броневого и давал ему новые роли — тут и Яичница в «Женитьбе», и герцог Норфолк в «Королевских играх», и Отец в «Плаче палача», Фирс в «Чайке»…Леонид Сергеевич играл самозабвенно и ревностно. Ходили слухи о тяжелом и неуживчивом характере актера. А для него просто ничего не существовало, кроме профессии, вот он и сосредотачивался на ней, не допуская ни малейшей халтуры и жестко относясь к тем, кто, по его мнению, «недоигрывал».Зрители его обожали: в театр шли «на Броневого», встречая каждое его появление на сцене овацией. В кино он тоже продолжал сниматься. К выбору ролей относился внимательно, разменивать себя на ширпотреб и новомодные сериалы не стал — оттого и роли были заметные, как, например, актер Журавлев в фильме Алексея Попогребского «Простые вещи» (за нее актер получил «Нику»).

Александр Збруев в роли Гаева, Леонид Броневой в роли Фирса и Александра Захарова в роли Раневской (слева направо) во время генеральной репетиции спектакля "Вишневый сад" в театре "Ленком"

Он ушел, не дожив чуть больше года до 90-летнего юбилея: артиста провожали аплодисментами на сцене ставшего для него родным «Ленкома». Вскоре скончалась и супруга Леонида Сергеевича. Но остались роли, буквально разобранные на цитаты. А еще — невероятная харизма, фантастическая органика и потрясающее мастерство.

12 декабря, 01:35

Вам также могут понравиться