Как отличить настоящую икону от подделки: внимание к деталям

Современная иконопись в России осталась традиционной. Вместе с тем рынок церковных товаров предлагает разные образы, в том числе — напечатанные на принтере. При покупке есть риск ошибиться. Какие иконы созданы по правилам, благословленным РПЦ, а какие даже считаются «дьявольскими» — в материале РИА Новости. Как при Рублеве: у РПЦ своя многовековая традицияВ западной традиции Богородицу часто писали со знатных дам, а святых — с разных королей. Русская же икона на протяжении веков практически не менялась. «

"Главный принцип, сохраненный с древности, со времен Симона Ушакова, Андрея Рублева или Феофана Грека, — символическая нагрузка важнее правдоподобия. Другая особенность — обратная перспектива: образ — не то, на что смотрят, а тот, кто смотрит. Язык подписей (старославянский), их расположение не меняются", — рассказывает РИА Новости иконописец Елена Сергиенко.

Композиция и основные сюжеты — такие, как раньше, добавляет эксперт. Это Рождество, Крещение, Успение, Вознесение, сошествие во ад, распятие.«

"Даже жесты остались прежними: Христос с икон благословляет верующих так же, как в ХVII веке", — приводит пример Сергиенко.

Повестка в основе живописи: икона может быть современнойОднако появились и новые сюжеты.«

"Например, икону Божией Матери "Спорительница хлебов" написали во время голода в Черноземье в конце ХIX века по благословению старца Амвросия Оптинского. И это полностью оригинальный иконографический сюжет: Божия Матерь благословляет хлебное поле, — говорит Сергиенко. — А преподобного Серафима Саровского в России пишут с медведем".

Темы приходят вместе с особым почитанием определенного святого, которого в других странах православного мира знают меньше.

Художественный руководитель иконописной школы «София», член Союза художников Анна Голубкова предупреждает: нужно разделять понятия «икона» и «религиозная живопись».«

"Религиозная живопись — это любое изображение, несущее сакральную тематику. Можно нарисовать абстракцию — круги, волны — и назвать ее "Сотворение мира". Но это не будет иконой", — поясняет эксперт.

Экспромт — от дьявола: как вычислить «сатанинские» иконыЕще в XVI веке в России появилась страшная легенда об «адописных» образах, якобы созданных во славу дьявола. Описание такой иконы встречается в житии Василия Блаженного.Считалось, чтобы икона стала «сатанинской», наученный бесами художник мог сделать две вещи: или написать под образами святых изображения чертей, или просто слегка изменить черты лица и жесты чудотворцев. Например, нарисовать благословляющей не правую руку, а левую. Поэтому верующие всегда с подозрением относились к новинкам. Правильный материал: от дерева до картонаВ мастерских используют традиционные материалы — как при изготовлении новых икон, так и при реставрации старых.

Как правило, у иконы несколько слоев: деревянная основа, паволока (льняная ткань), покрытие сусальным золотом и красками. Они бывают современные, химические, но часто мастера заказывают у геологов минеральные.

Для украшения иногда используют драгоценные камни, жемчуг.Стоимость иконы на доске из липы с врезными шпонками, ковчегом и позолотой нимба составляет от семи до 25 тысяч рублей в зависимости от размера. Чем больше украшений и тонкой работы — тем дороже.Распечатанная на принтере: все равно икона с исключениямиВ конце XX века в Россию из Греции пришли образы, созданные с помощью шелкографии. Некоторые были так похожи на живописные, что нечестные торговцы продавали их по завышенным ценам. На традиционную паволоку печать ложилась не слишком удачно, и мастера стали брать в качестве основы картон, а деревянные крепления заменили на МДФ. Тем не менее шелкографные иконы часто имели высокое качество, и создавали их в единичных экземплярах.

В XXI веке образы печатают на пластике, бумаге (в виде плаката) и картоне. «

"Православные прославляют Первообраз, поэтому не так важно, из чего сделано освященное в храме изображение. Главное, чтобы при взгляде на него человек настраивался на общение с Богом. И здесь помогает соблюдение канонов иконописи, а не материал основы", — отмечает Сергиенко.

Однако Голубкова уточняет, что традиционные материалы и технологии все же предпочтительнее.«

"Старинная икона — это деревянная основа, сусальное золото, пигменты на яичном желтке. Такие образы хранятся уже 800 лет, — рассказывает эксперт. — Мы пишем для будущих поколений. Могут ли современные технологии гарантировать, что изображения не обвалятся через 20 лет? Нет, не могут".

Иконописцы: чистота, молитва и вера

Есть и особые требования к художнику. «

"Он (или она) должен быть православным, воцерковленным, — объясняет Сергиенко. — Во время работы над иконой мастер обязан соблюдать пост, не пренебрегать утренними и вечерними молитвами, содержать себя в чистоте. Говоря проще, не получится ночью предаваться порокам, а днем — писать".

Нельзя научиться иконописи по видео в интернете. Каноны и традиции изображения святых передаются из уст в уста. От мастера к ученику — и только так, подчеркивает Голубкова.

9 мая, 08:00

Вам также могут понравиться