Лучший рисовальщик эпохи: в Третьяковке открывается выставка Алексея Щусева

Новая выставка в Государственной Третьяковской галерее знакомит с творческим наследием Алексея Щусева – одного из крупнейших отечественных архитекторов первой половины XX века.Основа экспозиции – рабочие эскизы и зарисовки. Они отличаются высоким качеством исполнения и имеют художественную ценность сами по себе.Фантазии, воплощенные в реальность»У нас получилась неархитектурная выставка архитектора, – пояснила куратор выставки, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Елизавета Горелышева. – Нам было очень важно отобразить в экспозиции именно художественную составляющую этой творческой личности. Представленные проекты – это, скорее, фантазии, напоминающие работы итальянского живописца Джованни Пиранези. Правда, в отличие от него, Щусев сумел воплотить свои фантазии в реальность».Один из самых интересных рисунков – проект Казанского вокзала. Это с ним архитектор обошел на конкурсе выдающегося современника Федора Шехтеля. В этом здании Алексей Викторович планировал создать музей, посвященный строительству сооружения.

1 из 4

А.В. Щусев. Проект здания Казанского вокзала. Главный фасад со стороны Комсомольской площади, 1911

Значительная часть графических листов относится к строительству Марфо-Мариинской обители, которая в свое время была филиалом реставрационных мастерских Третьяковской галереи.На выставке также представлен «бумажный аналог» Покровского храма обители. По заказу великой княгини Елизаветы Федоровны градостроитель разработал планы фасадов, интерьера, детали декоративного убранства и утвари для проведения богослужений.

1 из 2

А.В. Щусев. Проект западного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской обители, 1908

Современники вспоминают, что он никогда не чертил по линейке, создавал проекты исключительно от руки, чтобы у них появлялась живость.Преображение ТретьяковкиВ 1926-1928-х Алексей Щусев занимал должность директора Третьяковской галереи, после чего стал ее главным архитектором.»Его основная задача была – разгрузить музей, – рассказала Елизавета Горелышева. – В следствие национализации частных коллекций запасники и залы были сильно перегружены: невозможно было даже развесить картины. Щусев присоединил к галерее дом Соколикова, куда переместил административные службы, сделал ряд пристроек».

Кроме архитектурного новаторства, мастер занимался популяризацией музея, продумывал экскурсионные программы, организовывал дискуссионные клубы. При нем в Третьяковке стали проводить инвентаризацию произведений, появился каталог, активизировалась научная работа, был создан издательский отдел.

В какой-то момент посещаемость так возросла, что пришлось обновить систему вентиляции: есть свидетельства, что из-за духоты дамы падали в обморок в толпе.Выставка в Третьяковской галерее открывает цикл мероприятий, посвященных 150-летию Алексея Щусева, которое будет широко отмечаться в 2023 году.

Вам также могут понравиться