Настоящая магия: почему стоит смотреть российское авторское кино
В Москве завершается фестиваль авторского кино «Зимний». В программе — фильмы, в которых режиссеры рефлексируют на знакомые каждому темы. О самых интересных проектах и где их увидеть — в материале РИА Новости.Автор — кто?У киношников есть легенда, как некий голливудский продюсер настолько изменил финальный монтаж картины, что от исходного замысла мало что осталось. В авторском фильме подобное невозможно: здесь режиссер, как композитор, создает на экране своего рода симфонию.Широкая аудитория не всегда понимает фестивальные ленты, но и они становились хитами: «Магазинные воришки», «Паразиты», «Нелюбовь», «Географ глобус пропил» и не только.
1 из 3
Кадр из фильма "Магазинные воришки"
По мнению его коллеги Игоря Волошина, авторских картин сейчас мало во всех странах.Но они погружают в особый мир, который невозможно забыть. Именно это называется магией кино.
В основном конкурсе представили несколько фильмов, герои которых переживают потерю близкого человека. Например, «Рядом» Тамары Дондурей. Снятая в пастельных тонах, с приглушенным звуком и мягким саундтреком картина кажется почти медитативной. Но темы в ней затрагиваются совсем не релаксовые. И пусть самые драматичные моменты остаются за кадром, персонажей окутывает невидимая дымка тревоги и переживаний.
Главная героиня, 30-летняя Кира, успешный архитектор, хочет сделать Москву еще лучше и комфортнее. А вот в частной жизни у нее проблемы: бойфренд не разделяет ее взглядов, мать (небольшая, но колоритная роль Ингеборги Дапкунайте) холодна и держит дистанцию.Кира привыкла не привязываться к человеку или месту. Но личная трагедия заставляет ее эмоционально повзрослеть.Фильм — метафора о том, как человек находит себя, определяет свое место в обществе и семье.
1 из 3Кадр из фильма «Рядом»»Медея» Игоря Волошина — более мрачная и леденящая. Интерпретация древнегреческого мифа про волшебницу, которая от несчастной любви убила собственных детей.Разведенная мать двоих сыновей Лиза получает странное предупреждение. Незнакомка сообщает, что ее семью преследует рок: в роду погибают все дети. Героине придется пойти на многое, чтобы спасти своих мальчиков̆.
И хотя режиссер характеризует фильм как мистический триллер, он больше напоминает хоррор. Жуткую атмосферу успешно создают Ольга Симонова, Павел Деревянко, Паулина Андреева.
1 из 2Кадр из фильма «Медея»Еще одна тема, привлекающая многих современных кинематографистов, — ностальгия по 1990-м.
"Это было интересное время, оно практически не изучено, — считает Волошин. — И может служить источником вдохновения на десятилетия".
В фильме «Клипмейкеры» Григория Константинопольского даже закадровый голос в трейлере — Леонида Володарского, одного из знаменитых переводчиков эпохи VHS-видеокассет.В форме сказки или комикса режиссер рассказывает о Грише, известном в московской богеме как «отличный реж». Его профессиональная жизнь похожа на фантазию или шоу в стиле бурлеск.
"Таких девяностых, как у меня, никто не видел: это девяностые творческой богемы, — отмечает режиссер. — Мои герои — яркие, экзальтированные. В фильме есть сцены с простыми людьми, которые смотрят на эту тусовку как на волнистых попугайчиков. Никто там не хороший и не плохой. Просто жизнь у них совсем другая".
1 из 3Кадр из фильма «Клипмейкеры»Сам он представлял на «Зимнем» картину «Наводнение». Тренер по плаванию Софья с мужем Трофимом берут на воспитание племянницу, оставшуюся без родителей. Сюжет о сироте, которая находит новую семью, конечно, не нов.Режиссер вольно экранизирует повесть Евгения Замятина, показывая, как животные чувства и инстинкты могут перевернуть жизнь людей. Психологическая травма, буллинг, абьюз — Твердовский затрагивает многие проблемы.
1 из 3Кадр из фильма «Наводнение»В ленте «Волны» Михаила Брашинского герой (Владислав Абашин) тоже переживает личную трагедию. В надежде найти нового себя он решает бросить все и стать отшельником в лесу. Но попадает в странное сообщество людей в глуши. Вроде бы встречает единомышленников и любовь. Только окружающие ведут себя все более странно.
"Для меня это прежде всего история любви: неформатной, невозможной отчасти, — говорит режиссер. — Религиозная секта — лишь обстоятельство".
1 из 2
Кадр из фильма "Волны"
Авторское кино нечасто выходит в широкий прокат. Лишь несколько кинотеатров специализируются на таких картинах. Теперь к ним добавились онлайн-платформы, которые иногда и сами запускают подобные проекты.
Например, «Меньшее зло» — драмеди о том, как супружеская пара ищет секрет идеальных отношений, выйдет в прокат, а после ее покажут в Сети.
Режиссер Виктор Шамиров при помощи персонажей, которых сыграли Алексей Розин, Виктор Добронравов, Полина Агуреева, размышляет, как вернуть страсть в отношения и на что готовы идти супруги.
В российской индустрии только осознают, как правильно обращаться с таким контентом и доводить его до зрителя. Пока зрителям остается искать и находить жемчужины самостоятельно.