Не только танцы и песни: что цыгане сделали для культуры России и мира
Танцы и песни у костра, звон монисто, кибитки, скрывающиеся за горизонтом, — вот что в первую очередь ассоциируется с цыганами. А между тем они сильно повлияли на российскую и мировую культуру. О том, почему в русских деревнях их считали своими, чем этот свободолюбивый народ привлекал писателей и кинематографистов и какая деталь цыганского костюма будет в моде этой весной, — в материале РИА Новости.Не один народЦыгане — собирательное название целого ряда субэтносов. В России живут в основном русска рома — русские цыгане. Но есть еще котляры, крымы, влахи, сэрвы, ловари, плащуны и мугат.
Все хоть немного, но отличаются друг от друга — и внешне (например, котляры часто невысокого роста), и по роду деятельности (так, традиционной профессией влахов считается работа с металлом).Большинство исповедует православие (кроме мугат — они мусульмане), все чтят традиции (например, цыганский суд), диалекты схожи между собой.Закон раздораВ Россию в XVIII веке цыгане пришли из Польши, Румынии, Закарпатья. Кочуя от одной деревни к другой, они торговали лошадьми, занимались музыкой и гаданиями. Останавливаясь на зиму, помогали одиноким старикам и вдовам вести хозяйство. Их не считали чужаками.
Но 5 октября 1956 года, во времена правления Хрущева, издали закон «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Он требовал от рома вести оседлый образ жизни. И народ стал существовать обособленно — в таборе.Где живут»Табор» — славянское слово, которое означает «лагерь». В наши дни это деревни на отшибе, чаще у болотистой местности. Эти земли цыганским семьям выделили еще в СССР.Но многие живут в городе — и ничем не отличаются от других граждан России. От традиций не отказываются, но и о своей национальности стараются не говорить.
Причина — высокий уровень цыганофобии (иначе — ромафобии) в обществе. Это проблема не только России, но и Европы.Как изменили модуОсновательница Atelier Architecture Ольга Никитина отмечает, что без цыган не было бы таких ярких явлений, как богемный шик и бохо-стиль.
Позже, рассказывает Никитина, пестрые мотивы нашли себя в бохо-стиле.
"Он зародился в семидесятые годы прошлого века, — объясняет она. — Стиль отчасти расслабленный, с чертами того самого богемного шика".
Для европейских женщин бохо символизировал свободу.
"И конечно, "цыганщина" отразилась в интерьере, — добавляет эксперт. — Натуральные ткани, кричаще-роскошные элементы, шелковая обивка, шерстяные ковры, множество ярких акцентов, декорированные кистями халаты".
Стилист Татьяна Петренко отмечает, что цыганские мотивы в одежде популярны и сегодня.
"Бохо, кантри, хиппи и вестерн невозможны без цыганской культуры, — подчеркивает она. — Для них характерны многослойность в одежде, обилие украшений, воланы, бахрома. Последнее — вообще тренд весны-лета 2023 года".
Поет и танцуетЯркость и загадочность цыган привлекали внимание художников — их писали Алексей Корин, Харитон Платонов, Владимир Серебряков, Василий Суриков, Василий Черемин и многие другие русские и советские живописцы.Драматичные характеры и судьбы рома интересовали кинорежиссеров. В 1976-м Эмиль Лотяну снял самый известный фильм о цыганах в СССР — «Табор уходит в небо».
Эмира Кустурицу даже прозвали «цыганским Феллини».
"В кино это кочующий народ, который всегда поет и танцует", — отмечает Никитина.
В XIX веке в столицах были популярны цыганские хоры, один из которых в следующем столетии трансформировался в театр «Ромэн».Литература и языкиВ русской литературе этот народ выступает символом любви к свободе. Самый яркий пример — поэма Пушкина «Цыганы». Но и у них самих есть литературные произведения и фольклор — его популяризацией занимаются активисты. Например, Цыган Солдатенко переводит и начитывает сказки на языке русска рома. Илона Махотина выпускает учебники. Существуют газеты, веб-журнал «Свэнко», публикуют мемуары — но чаще всего на русском.