Новые женщины: в Музее Москвы открылась главная выставка года

Революционерка, ткачиха, метростроевка, жена инженера, художница — после революции у женщин появилось множество социальных ролей. Воплощались феминистские мечты о равноправии, строительстве нового общества, менялись быт и мода. Этой теме посвящена самая масштабная в этому году выставка Музея Москвы «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». О том, как организована экспозиция, что представлено и почему это стоит увидеть, — в материале РИА Новости.Тема и экспонаты

Более двух тысяч экспонатов: живопись, плакаты, монументальные, лоскутные и вышитые панно, скульптуры из более 25 российских музеев и частных коллекций. В том числе — работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова.Выставочные залы стилизованы под городские пространства — улицы, площади, проспекты. На экранах — документальная хроника рабочих будней 1920—1930-х.От общего к частномуВ Москве активно возрождалась текстильная промышленность и формировалась швейная. В этих важных для экономики отраслях трудились москвички. В честь текстильщиц назвали главный советских женский журнал «Работница». По обложкам интересно проследить, на каких героинь равнялась страна.

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

Из каждого зала есть вход в небольшие комнаты — «квартиры» (на стенах даже указан точный исторический адрес) известных художниц, которые придумывали росписи по ткани и модели одежды. Это Вера Мухина (не все знают, что автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» создавала дизайн шляпок и костюмов), Людмила Маяковская, сестра поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной Мануфактуры, Маргарита Иноземцева — ученица Юона и Коровина, Валентина Ходасевич, работавшая в журнале «Искусство одеваться». В оформлении этих частных камерных пространств прослеживаются истории их хозяек, там выставлены их личные вещи, образцы творчества. В комнате актрисы Любови Орловой, сыгравшей эталонную ткачиху, — большие зеркала с подсветкой, как в гримерной, афиши фильмов.Московское дно

Посетители на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

Первый зал — пролог, где собраны выразительные портреты представительниц разных социальных слоев 1920—1930-х. В разделе «Женщина и революция» — очень эмоциональная картина: покушение Фанни Каплан на Ленина. Яркий двуязычный плакат «Красная Москва — сердце пролетарской революции» приглашает посетить социалистическую столицу.В разделе НЭПа — рыночная московская толчея, богемные женщины.

Есть зал о борьбе с проституцией. «Ленин проституцию не осуждал, он считал, что это женщина в беде, и советская власть должна ей помочь. Обвинять надо не ее, а капиталистов, которые на дно утягивают. В картина Федора Богородского «Московское дно» именно такая позиция. Герои — такие молодые пролетарии, которые, может быть, еще возьмутся за ум», — рассказывает куратор выставки Надежда Плунгян.Работа Серафимы Рянгиной «Жена» — зарисовка на бытовую тему. «Тут все понятно, рабочий переехал в город, устроился и завел себе другую женщину. Приезжает супруга с тюками, ребенком. И что делать этой недавней крестьянке, внезапно выброшенной на улицу? Тут и социальная проблема, и некая назидательность. Удивительная документальность и очень высокое качество живописи», — отмечает куратор.Девушка в красной косынке

Зал «Жизнь работницы» — это эстетика конструктивизма и индустриальная романтика. В концептуальной картине Константина Юона работница навещает мать в деревне. Городская девушка новой формации смотрится совершенно инородной на фоне старого быта — мещанских слоников на комоде, кружевных салфеточек. «

"Раздел "Ударницы" посвящен усовершенствованной работнице. Это некая уже сверхженщина, с середины 1930-х она превращается в нового человека. Двойная, тройная нагрузка на ее плечи ложится. Это такая магистральная героиня государства", — поясняет Надежда Плунгян.

Рядом с картиной Константина Истомина, на которой изображена метростроевка, цитата труженицы о том, что они с шиком носили шахтерские шляпы и огромные, неудобные комбинезоны.«

"Важный комментарий к этому залу — скульптурный портрет работницы. Это та самая комсомолка через 20 лет. Тяжелый индустриальный труд состарил ее, но от нее исходит какая-то глубина, сияние. Есть ощущение, что она — часть истории, может быть, созидает ее", — добавляет куратор.

Жить стало лучше

В разделе «Жить стало лучше», названном фразой Сталина, — плакат: новая женщина середины 1930-х произносит речь с трибуны, голосует, держит санитарную оборону, проектирует здания. Она и трактористка, и текстильщица, но появляется и выступает на первый план материнство.

Движение «Жены инженеров» организовал Серго Орджоникидзе. Его бюст — единственный мужской портрет в экспозиции. В этом зале выставлена также ленточка с траурного венка общества «Жен инженеров» с похорон наркома, застрелившегося в 1938-м. «Он абсолютно деполитизировал советское женское движение, превратил его в благотворительную организацию жен ответственных служащих, которые улучшают по мере сил жизнь рабочих», — уточняет куратор.Художники конца 1930-х изображали современную женщину и как некую античную богиню. Так, Сергей Герасимов написал трех летчиц, героев Советского Союза Осипенко, Гризодубову и Раскову не в форме, а в платьях из легкого крепдешина. Они идут по полю, как советские Венеры.

Посетительница на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

В разделе «Закулисой» — немагистральные образы: интеллигенция, богема, выходцы из дворян, духовенство. Они вроде бы лишние в этой конструкции времени, но без них картина эпохи была бы неполной. «Центральный образ здесь — «Схиигуменья Фамарь» Павла Корина с его недописанной работы середины 1930-х «Русь уходящая». Ее арестовали, через несколько лет она вернулась из ссылки. Художник написал ее совсем незадолго до смерти», — рассказала Надежда Плунгян.Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», которая открыта до 25 августа, можно посмотреть и без экскурсовода — на стенах в каждом разделе размещена достаточно полная информация. На посещение экспозиции стоит выделить часа два.

В каждом есть капля кочевой крови. В Москве пройдет выставка «Дикое поле»5 апреля, 09:00

Вам также могут понравиться