Новый фильм Авдотьи Смирновой произвел невероятное впечатление на зрителей

На XXX фестивале российского кино «Окно в Европу», ставшем в отсутствие «Кинотавра» главным национальным фестивалем этого года, состоялась премьера нового фильма Авдотьи Смирновой «Плотник».

Кадр из фильма «Плотник». Фото: пресс-служба фестиваля

Картину показали вне конкурса, а представляли ее 12 членов съемочной группы, но, увы, без самой Авдотьи, находящейся за пределами страны и переживающей трудные дни, связанные с внезапной болезнью ее мужа Анатолия Чубайса. Удивительно, но многие участники фестиваля понятия не имеют об обстоятельствах ее жизни. Показ был поздний, затянулся почти до часа ночи и вызвал много личных переживаний у кинематографистов. Участники съемочной группы вспоминают, как спрашивали у Авдотьи, приступая к работе: «Такая трагическая история. Как же мы работать будем?» А она ответила: «Радостно». Так и случилось. «Плотник» посвящается всем родителям неизлечимо больных детей.

Как сложится судьба режиссера в таких обстоятельствах, когда она находится вне родной страны, сложно прогнозировать. Но даже если бы ничего этого не было, все равно прокат был бы под вопросом, поскольку это абсолютно некоммерческая история, а тяжелое кино ни продвигать, ни смотреть у нас не хотят.

Анна Рыцарева, сыгравшая роль матери, говорила, что после прочтения сценария ощутила мурашки во всем теле, «воду в глазах». «Это уникальная роль для актрисы, постоянно заставляющая задумываться о жизни. Я впервые вместе с вами посмотрела картину и представляла ее иначе, когда читала сценарий».

Некоторые зрители выходили из зала, не имея сил все это наблюдать. А кинематографисты были под сильным, почти физиологическим впечатлением, делились историями из своей жизни, как и сами едва выжили в борьбе с раком. Говорили о том, как меняется человек не в лучшую сторону в такие моменты, как вскипают злость и раздражение в отношении тех, кто рядом и готов помочь. Люди перестают себя контролировать.

Сценарий написан Авдотьей Смирновой совместно с писателем Мариной Степновой. Что их побудило обратиться именно к этой истории, никто из ее группы объяснить не смог. Авдотья занимается проблемными детьми, помогает их семьям, но это совсем другого рода заболевания, не то, какое показано в фильме. «Плотник» рассказывает о жизни обычной семьи Осиповых из Ульяновска, каких тысячи. Неожиданно у маленького сына появляются по всему телу шишки. Врачи бессильны и в России, и в Германии, куда несчастное семейство отправляется на обследование, продав свое единственное жилище. У мальчика редкое заболевание. Мышцы каменеют, и ребенку нельзя ударяться, поэтому отец заматывает все металлические предметы тряпками. Его мать выглядит как идиотка — она радуется, что у сына не рак. Ей и в голову не приходит, что есть заболевания пострашнее, и они неизлечимы. Таких случаев десяток на весь мир, и ее ребенок попал в эксклюзивную группу. Обычно в таких случаях отец оставляет семью, а здесь он проходит весь путь до конца, не бросив, не предав сына.

Сергей Уманов представлял фильм в Выборге.

Родителей сыграли Анна Рыцарева и Сергей Уманов, представлявший в Выборге помимо «Плотника» еще две картины — игровые «Волны» Михаила Брашинского и документальную «Хлеб, «Север», Кобальт» Сергея Дебижева о блокадном Ленинграде. Доктора-экспериментатора, оказавшегося последней надеждой отчаявшихся людей, сыграл великолепный Алексей Филимонов. Он же снялся у Авдотьи Смирновой в роли Вертинского в одноименном сериале.

Авдотья пригласила оператора Дениса Клеблеева — ученика Марины Разбежкиной, опытного и талантливого режиссера документального кино, снявшего фильмы «Алиса. Волнение» об Алисе Фрейндлих и игровую «Нууччу». Денис рассказал «МК»: «Мы с Авдотьей раньше не были знакомы, но она увидела несколько моих фильмов. Особенно ей пришелся по вкусу «Король Лир», и она решила привнести что-то подобное в свою картину. Задача была такая — сделать максимально простой стилистику, поскольку история сама по себе очень сильная». Ульяновск, где проходили съемки, произвел на Дениса впечатление сильными «ветряками», полетом майских жуков. А на зрителей производят впечатление образы Ленина. К его памятнику, как к святыне, приходит героиня Анны Рыцаревой. Ее мать работает в ленинском мемориале, и дочь воспитана соответствующим образом. Ленину можно приносить записки, чтобы исполнились заветные желания, чтобы помог исцелить ребенка. Он как Стена плача. А потом в него полетит мусорный пакет — не оправдал чаяний.

Авдотья изначально закладывала ассоциации со Святым семейством, готовым принести в жертву собственного ребенка во имя спасения других детей. Об этом, по словам Анны Рыцаревой, она говорила с актерами. Для Сергея Уманова, талантливого артиста из Петербурга, работающего в «Небольшом драматическом театре Льва Эренбурга», столяра-краснодеревщика по первому образованию, «Плотник» стал человеческим испытанием. «Я немало пожил на этом свете, потерял близких. Этот фильм для меня как разговор с уже ушедшими дорогими людьми, с мамой, которой нет. Когда она уходила, я был рядом, провожал ее «туда». Она называла то, что с ней происходило, нехорошей болезнью. С Авдотьей я знаком со времен ее фильма «Связь» и потом снимался во всех ее картинах. У нас хорошие отношения. Авдотья прекрасно пишет, и я согласился сниматься. До начала съемок она меня заставила научиться водить машину, но в фильме ничего этого нет. Я впервые смотрел фильм и переживал, что этот кусок убрали и этот. Но есть как есть, другим фильм не будет», — говорит Сергей Уманов.

Удивительно, что совсем простая и бесхитростная картина, не всегда, казалось бы, убедительная, которой не хватило пронзительности, производит очень личное впечатление на многих зрителей, заставляя вспомнить о собственном опыте и истории болезни.

Источник: mk.ru

Вам также могут понравиться