От Кисы до Волка: яркая жизнь и роли Анатолия Папанова

Он был, бесспорно, одним из самых любимых советских актеров. Стоило ему приехать на гастроли в любой город СССР, как вокруг собиралась толпа поклонников. Каждый был благодарен артисту за сыгранные роли и доставленную радость. Сегодня — 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. О фронтовом ранении, дуэте с Мироновым и Волке из «Ну, погоди!» — в материале РИА Новости.Начало карьеры и ранение на фронтеОн выбрал профессию еще в юности. Ходил в театральную студию и даже снимался, пусть в эпизодах, но зато в весьма заметных фильмах: «Суворов», «Ленин в Октябре». В исторических картинах требовалась массовка — и туда охотно брали молодых артистов.

1 из 2

Папанов и режиссер Виктор Садовский на киностудии "Ленфильм"

Как только началась Великая Отечественная война, Папанов отправился на фронт. Дослужился до командира зенитной артиллерии — род войск первой необходимости. Сражался героически — под Харьковом попал в окружение, но продолжал бой. Был тяжело ранен: взрывом повредило стопу, лишился двух пальцев на ноге.Обещание и любовьКазалось, об актерской карьере надо забыть. Но Папанов сумел преодолеть и это: вскоре трость была отброшена и с хромотой тоже справился. Это, кстати, стало первым обещанием, которое он дал своим мастерам в ГИТИСе, куда отправился поступать, — и слово свое сдержал. Уже скоро никто и подумать не мог, что когда-то этого молодого человека считали инвалидом войны. И на талантливого выпускника посыпались предложения от ведущих театров страны.

В жизни Анатолия Дмитриевича в годы учебы случилось еще одно важнейшее событие — он встретил в ГИТИСе Надежду Каратаеву. Влюбился без памяти. Через десять дней после Победы они поженились — и не расставались никогда. Поэтому после института он выбрал Клайпеду, где весь молодой курс должен был создавать новый драматический театр.Успех в театре и киноТам его увидел Андрей Гончаров и пригласил в Театр сатиры, куда Папанов перешел вместе с супругой и где играл до конца жизни. На спектаклях с его участием всегда аншлаг, неважно, была это классика (например, «Ревизор») или современная пьеса (скажем, «Гнездо глухаря»).

1 из 2

Народный артист СССР Анатолий Папанов в роли городничего в спектакле по комедии Гоголя "Ревизор"

Возвращается он и в кино. Первую большую роль (даже несколько ролей) исполнил в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Но настоящий успех пришел благодаря образу генерала Серпилина в экранизации романа «Живые и мертвые» Константина Симонова. Фронтовик Папанов перенес на экран собственные воспоминания и чувства: так появился военачальник, заботящийся и о каждом солдате, и о достижении победы.

1 из 3Кадр из фильма «Человек ниоткуда» Симонов был в восторге от Анатолия Дмитриевича: говорил, что Серпилин у него получился именно таким, каким его видел автор.»Ну, погоди!»Открылся и еще один талант актера — озвучивание анимационных лент. Его яркий и узнаваемый тембр очень нравился многим режиссерам «Союзмультфильма». Десятки персонажей говорили голосом Папанова, но самым любимым, конечно же, был и остался Волк из «Ну, погоди!».

И даже после ухода артиста из жизни режиссер Владислав Котеночкин взял архивные записи и выпустил два новых эпизода мультфильма. Правда, успеха предыдущих 16 серий они уже не снискали.

1 из 3

Папанов озвучивает роль в фильме "Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа" в 1983 году

Сам Папанов периодически сетовал: «Этот Волк просто перегрыз всю мою артистическую биографию!» Рассказывал, как дети после спектаклей не давали ему прохода и просили крикнуть знаменитое: «Ну, заяц, погоди!» Просьбу он порой выполнял, делая при этом зверское выражение лица. Дети были в восторге.Папанов и МироновПорой его театральные работы переходили и на киноэкран. Так было с Городничим из «Ревизора» и с Кисой Воробьяниновым, которого он сперва сыграл на сцене в паре со Спартаком Мишулиным — Остапом Бендером. В телефильме Марка Захарова его партнером был Андрей Миронов.

1 из 4

Папанов в роли городничего Сквозник-Дмухановского в картине режиссера Леонида Гайдая "Инкогнито из Петербурга" (по мотивам пьесы Гоголя "Ревизор")

Этот дуэт, впрочем, сложился давно — и на сцене театра, и в кино. Они снимались вместе и у Эльдара Рязанова в «Берегись автомобиля!», и у Гайдая в «Бриллиантовой руке». Относились друг к другу с большим уважением.

1 из 2

Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме "Бриллиантовая рука" (режиссер — Леонид Гайдай)

Папанов старался выйти за рамки сатирического и комического амплуа — и это ему удавалось. В последние годы жизни он с удовольствием принимал приглашения на роли, где можно было показать драматический талант. Как во «Времени желаний» или в «Холодном лете 53-го» — последнем его фильме.

1 из 2

Кадр из фильма "Холодное лето 53-го"

Пробовал себя и в режиссуре. Верующий человек, он решил вставить в финал «Последних» молитву. Но понимал, что худсовет, скорее всего, это не пропустит. В итоге нашел выход: отыскал запись молитвы в исполнении Федора Шаляпина и запустил именно ее.Преподавал в ГИТИСе, заботился о студентах. В тот роковой день 1987 года он стремительно сорвался в Москву, только-только завершив съемки, лишь ради того, чтобы выбивать общежитие для нового курса. И сердце не выдержало…

Источник: ria.ru

Вам также могут понравиться