Расчет или прозрение: кого разоблачает Пелевин
Шестьдесят лет Виктору Пелевину — дата больше виртуальная, чем реальная. Писатель уже давно категорически не общается ни с прессой, ни с читателями, сохраняя абсолютное инкогнито в публичном пространстве. И в его юбилей эта традиция вряд ли нарушится.СтратегияПелевин выбрал очень верную стратегию: четко провел смысловую линию «писатель — творчество». Совершенно неважно, каков автор в жизни: все, что он считает нужным сообщить человечеству, есть в его произведениях.Виктор Олегович сознательно отстраняется от любого морализаторства или персональной оценки текущей ситуации — реагирует на происходящее исключительно в литературе.Кто он?
Определять жанровую принадлежность книг Пелевина — дело бессмысленное. В самом начале его относили к фантастам. Чего стоит, например, раннее издание в знаменитой «рамочке» — в серии «Библиотека приключений и научной фантастики».Казалось, что его «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана» или «Желтая стрела» продолжают традиции советских фантастов, прячущих за иносказательной иронией сатиру. Или же следуют афористичности Фазиля Искандера: история о двух цыплятах, которые пытаются вырваться из инкубатора, выглядела своеобразным идеологическим сателлитом тех же «Кроликов и удавов».
Но в больших романах — "Жизнь насекомых", "Чапаев и Пустота" — Пелевин создал собственный стиль. Его легко сымитировать, но куда сложнее наполнить теми же аллюзиями и символикой.
Неуловимый роман
Пелевин придерживается большой формы. Хотя его истинное прозаическое мастерство раскрывается именно в малой. «Нику» или «Водонапорную башню» можно включить в любую антологию рассказов ХХ века как образцы оригинального стилистического или сюжетного поворота.Даже если писатель маскирует произведение под короткую прозу — как в «П5» или в «Ананасной воде для прекрасной дамы», — перед нами все равно романы.
Роман для Пелевина — это возможность наполнить текст остроактуальными образами.Очевидное и невероятноеОн явно работает по одной и той же творческой схеме. Сперва придумывает основную фабулу, четко определяя перечень ключевых событий. А затем — после написания ядра текста — выжидает буквально до последних дней перед сдачей в издательство и быстро насыщает роман злободневными шутками, внутренними фельетонами.
Читателю это кажется невероятным пелевинским прозрением: он опять угадал и сочинил на злобу дня! А на самом деле — не столько угадал, сколько просчитал.
Его вселенная
Свои романы Пелевин заводит в единую вселенную — с общими героями и набором символов и правил. И когда в «Transhumanism Inc.» он окончательно связал воедино все сюжетные нити и завершил неоконченные линии, можно было предположить, что в следующей книге откроется новый мир.Но Виктор Олегович и тут всех обманул. Последний на данный момент роман «KGBT+» — продолжение предыдущего. Как будто автор просто разбил очень большой текст пополам и издал двумя книгами.Новый поворот
Для каждого сочинения Пелевин придумывает какой-то неожиданный сюжетный поворот, который трудно предположить.Порой он безжалостен к читателю, это почти щедринский сарказм: «Мы от него кровопролитиев ждали, а он чижика съел!»
На самом деле писатель маскирует за очередными псевдофилософскими, эзотерическими умствованиями одну очень понятную и точную мысль: наш мир сегодня переполнен шарлатанством.
Бесконечные коучи, тренеры «духовной осознанности» и создатели «марафонов совершенства» заполонили социальные сети и нетвердые умы интернет-пользователей. Продемонстрировать их истинное нутро через остросатирический, порой фельетонный текст — в этом и есть, наверное, главная историческая и культурная миссия Пелевина.