Сибирская Нефертити и загадочные узоры: куда пойти за атмосферой чуда

Древние артефакты, зооморфные образы железного века и скифские драгоценности показывают в Историческом музее. Иммерсивная выставка «Сны Сибири» посвящена 130-летию Транссибирской магистрали и культурам народов, живших по пути ее следования. О том, каких мифических персонажей там можно увидеть, откуда в экспозиции светящийся тигр, существовало ли на Урале свое лох-несское чудовище и кем была Кондонская Нефертити, — в материале РИА Новости.Великий Сибирский путьМасштабный барельеф с изображением женщины в аутентичных украшениях прямо над входом напоминает скульптуру Ники или древний тотем. Все залы погружены в загадочную полутень, оформлены в серо-синих оттенках, а звуковым сопровождением становятся медитативные мелодии.

"Транссиб пересекает страну с запада на восток. Экспонаты выбраны по пути следования поезда — через Пермь, Урал, дальше до Амура и Дальнего Востока, — рассказывает главный хранитель отдела археологии ГИМа Кирилл Фирсов. — Временные рамки — четыре тысячи лет: от каменного века, эпохи неолита до раннего Средневековья, VI-VIII веков нашей эры".

Сибирь на выставке открывается посетителям последовательно, как из окна поезда: неолитические охотники, изображенные на керамических сосудах, наскальные рисунки рыболовов, каменные изваяния, словно улыбающиеся при восходе солнца, или стремительные всадники, загадочные человеколоси и человекоптицы.

"Первые исследователи этого региона, которые собирали локальные сказания, называли местных "чудские люди". Поскольку эта культура не была известна миру, их изображали с крыльями или с выраженными элементами частей тел животных. Говорили, что они превращаются в лосей или катаются на ящерах", — отмечает художник выставки Петр Бирюков.

По словам главного хранителя, сейчас мы можем только догадываться, какое предназначение было у древних предметов. Особенно если учесть, что нашли их в погребениях, на костищах и ритуальных площадках, где совершались особые обряды.Пермский звериный стиль — это многофигурные композиции с изображением животных и человека. В разделе «Лес» — удивительные артефакты: например, пронизи (продырявленные монеты или пластины) с рисунками.

1 из 2

Подвеска с изображением божества на волке, III век до нашей эры — III-IV века нашей эры. Гляденовская культура. Государственный исторический музей

Можно найти персонажей с птичьими чертами и крыльями, которые стоят на паукообразных существах или лосиных головах, пластины в виде человекоптицы из бронзы, антропоморфное изображение в окружении ящеров.Рядом с витринами нескольких экспонатов — их копии с описанием на шрифте Брайля для посетителей с ограничением по зрению.

Один из самых известных артефактов — Кондонская Нефертити, найденная при раскопках древнего поселения в районе Комсомольска-на-Амуре. Она абсолютно неповторима.

"Мы помним классическое изображение египетской царицы. Здесь та же удлиненная форма черепа — возможно, это был головной убор", — рассуждает Фирсов.

У нее выдающиеся скулы, миниатюрный подбородок, тонкий нос, утрированно узкие и удлиненные глаза. А слегка наклоненной головой и тонкой шеей она тоже удивительно напоминает Нефертити.Уникальный идол-меч с антропоморфной личиной в центре гарды и зооморфным декором обнаружили случайно — в реке.

Артефакт изготовили в V-III веках до нашей эры, а вот для чего — специалисты пока не знают. Но скифское влияние здесь очевидно.Скифские степи

Посетители совершают путешествие через «Лес», «Горы, степи и долины» — так называются главные залы. В последнем — атмосфера таинственной, суровой и богатой земли.Петр Бирюков создал колоритный и загадочный собирательный женский образ, аллегорию Сибири. Гигантская скульптура девушки с монголоидными чертами лица стоит в одном из залов, облаченная в национальный костюм, рядом — охраняющий ее медведь. В соседнем пространстве — тигр темно-синего цвета, который благодаря мультимедийным технологиям становится оранжево-черным, а стена за ним покрывается наскальной живописью с изображением всадников-охотников.Этот антураж гармонирует с содержанием. В скифском искусстве акцент делался на звериных узорах и сильных быстрых животных.

1 из 2

Предпоказ выставки «Сны Сибири» в Государственном историческом музее

Например, группа тысячелетних стел окуневой культуры — копия оригинала в натуральную величину. Ее сделали на основе специально построенной трехмерной модели.

В отдельных витринах выставлены конская узда в виде фигуры грифона, гривна — нашейное украшение, а также погребальные маски.

1 из 3

Фрагмент стенки керамического сосуда с антропоморфным и зооморфным изображениями. Начало III тысячелетия до нашей эры — первая четверть II тысячелетия до нашей эры. Вознесеновская культура. Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Такая же эклектика — в зале с работами современных мастеров из разных городов Сибири.Татьяна Ерошенко, создавая произведение «Космос кочевника», отталкивалась от изображений эпохи бронзы — популярных тогда солярных знаков. Они символизировали движение звезд и планет, служили в древности талисманами и оберегами.

Сергей Ануфриев тоже интерпретирует темы солнца, а также масок — атрибутов многих древних культов. Олег Комаров часто использует в своих работах природные объекты, а за основу берет формы шаманских бубнов.А Даши Намдаков в скульптуре «Царская охота» (авторский повтор монументальной композиции в столице Республики Тыва Кызыле) дает отсылки к кочевникам-скифам VII века до нашей эры. Это мифологическое изображение всадников: Царицы-амазонки и Царя-героя, которые направляются на соколиную охоту в сопровождении барсов.

1 из 3

Сергей Ануфриев. Работа из серии "Двенадцать шаманов". 2006 год. Техника: горячая эмаль

Так древние памятники вступают в диалог с неоархаикой. А посетители оказываются в таинственном пространстве сказочного и реального.Выставка «Сны Сибири» продлится до 30 января.

Источник: ria.ru

Вам также могут понравиться