Тайны закулисья: звезды театра Маяковского — о том, чего не видно на сцене

Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Фаина Раневская, Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Наталья Гундарева, Александр Лазарев, Владимир Самойлов, Нина Русланова — многие выдающиеся актеры отдали «Маяковке» десятки лет творческой жизни. Ко дню рождения театра, 29 октября, готовят спектакль «Истории» с фрагментами из русской классики. Ведущие актрисы вспомнили для РИА Новости смелые сценические эксперименты и происшествия закулисья.Театр в поисках себяВ конце XIX века актер Георг Парадиз арендовал усадьбу на Большой Никитской и открыл частный зрительный зал. Там блистали и Сара Бернар, и Элеонора Дузе. Тогда театр назывался «Интернациональным».

В 1922 году в особняке обосновался только что созданный Театр революции. Первым его худруком стал Всеволод Мейерхольд. А свой почерк у театра появился лишь в 1943-м, когда его возглавил Николай Охлопков. Легендарный постановщик служил здесь до конца жизни, как и сменивший его Андрей Гончаров. Юная Офелия»В 1959-м я впервые вышла на сцену Театра имени Маяковского в роли шекспировской Офелии, — вспоминает Светлана Немоляева. — А в премьерном «Гамлете» играли Евгений Самойлов, которому было далеко за 40, и Мария Бабанова — ей было около 50″.

1 из 3

Евгений Самойлов в роли Гамлета

«Тогда это считалось естественным — вся страна мыслила таким возрастным цензом. Алла Тарасова, например, играла Анну Каренину в шестьдесят. Нам с Эдиком Марцевичем, который исполнял Гамлета, было по 22. То, что актеры по возрасту соответствовали шекспировским персонажам, было сенсацией!» — рассказывает актриса.»Гамлет» называют вершиной творчества Николая Охлопкова. Спектакль оказал влияние на весь советский театр, подтверждая право художника на экспериментальное переосмысление классики.

Помимо Светланы Немоляевой, сегодня в труппе «Маяковки» еще два актера служат со времен Охлопкова — Майя Полянская и Юрий Никулин.Режиссер-революционерНоваторство стало основным вектором мастерской Охлопкова. В спектакле «Лодочница» на сцене возвели водоем, по которому актриса плыла на лодке. В «Сыновьях трех рек» действие разворачивалось на игровых площадках, вмонтированных в гигантский глобус. Драматизм «Грозы» передавали развалинами храма с устрашающей картиной геенны, озаряемой вспышками молний.

1 из 3

Сцена из спектакля по пьесе Островского "Гроза"

В спектакле «Иркутская история» задействовали настоящий экскаватор. «Представляете себе Советский Союз в 60-е, — продолжает Светлана Немоляева. — Актеры в спецовках, а посреди сцены стоит машина с ковшом! В самый апофеоз в зале появляются четыре рояля, и на них играют роскошную классическую музыку, которая символизирует апогей любви героев. Охлопков был неповторим в своих сценических решениях».Режиссера обвиняли в формализме и эстетстве.»Тогда формализмом считали любое отклонение от нормы. При Охлопкове наш театр пользовался любовью и невероятным успехом. Невероятным!» — поясняет актриса.В 1954-м за выдающиеся достижения театру присвоили имя поэта революции Владимира Маяковского.Неистовый гений»Это надо было выдержать как испытание, пытку», — вспоминает Светлана Немоляева работу над спектаклем «Трамвай «Желание» с Андреем Гончаровым. Он сменил Охлопкова в должности худрука в 1967-м.

«Гончаров обожал двоих актеров и никогда с ними не ругался — это Армен Джигарханян и Наталья Гундарева. Он считал, что они понимают его с полуслова. Все остальные не могли сразу разгадать его тайну — то, как в голове у него складывалось, как надо играть. И это, естественно, дико его раздражало. Ему казалось, это проще пареной репы».Во время репетиций спектакля по пьесе «Трамвай «Желание» Гончаров бегал по залу и одновременно с актерами повторял их текст, который знал наизусть. «Это было невыносимо! — признается артистка. — И только спустя месяц, когда он замолчал, я поняла, что сцена пошла. И так мы репетировали два года. Сейчас, конечно, спектакли готовят гораздо быстрее».

1 из 3

Армен Джигарханян, Светлана Мизери и Светлана Немоляева на сцене "Маяковки"

«Трамвай «Желание» со Светланой Немоляевой и Арменом Джигарханяном в главных ролях шел на сцене Театра имени В. Маяковского 24 года, спектакль показали более 700 раз. «Это был его шедевр, — считает Немоляева. — Гончаров — человек невероятного таланта, абсолютно гениальный режиссер, с моей точки зрения».Любовь и слезыНародную артистку Ольгу Прокофьеву Андрей Гончаров заставил плакать дважды. Она училась в его мастерской в ГИТИСе, и в дипломном спектакле «Завтра была война» ей досталась роль догматичной учительницы.

«Работа над образом далась мне нелегко, — вспоминает актриса. — Все однокурсницы играли девочек с косичками, а я — женщину — синий чулок. Помню, рыдала на четвертом курсе института: боялась, что после такой роли меня никуда не возьмут». Вышло как раз наоборот. После удачного дебюта Андрей Гончаров пригласил Прокофьеву в свой театр. Тут она играет до сих пор.

«Есть сборник воспоминаний «Неистовый Андрей Гончаров»,— рассказывает актриса. — Неистовство отражалось на всех. Он репетировал, не щадя себя и нас, но все ему это прощали. Как шутила его любимица Наталья Гундарева, женщина при родах тоже кричит».

1 из 3Ольга Прокофьева в спектакле «Дядюшкин сон»Во время работы над спектаклем «Жертва века» юная Ольга Прокофьева не выдержала и расплакалась.

"Ради его выдающейся режиссуры можно было терпеть манеру ведения репетиции", — уверяет она.

Театральные сливкиНекоторые артисты «Маяковки» были широко известны благодаря киноролям. Но Гончаров ревностно относился к съемкам, отмечает Прокофьева.

1 из 4

Актер Евгений Леонов на сцене "Маяковки"

Из-за недопонимания с руководством труппу покинули Владимир Ильин и Роман Мадянов. Андрей Гончаров был убежден, что не фильмы делают артистов популярными, а сцена. Кино только снимает театральные сливки, подчеркивал он. В 2002-м худруком стал Сергей Арцибашев. Тогда Ольга Прокофьева смогла совмещать работу в театре со съемками в сериале «Моя прекрасная няня», который принес ей всенародную славу.

1 из 2

Ольга Прокофьева, Игорь Марычев, Полина Лазарева в сцене из спектакля "Дядюшкин сон"

«У Сергея Николаевича было четыре брата, — говорит она. — Как-то после спектакля он попросил меня сфотографироваться с его родственниками. Как же я удивилась, когда увидела, что на улице меня ожидает человек тридцать!»Арцибашев дал роли исполнительницам, которые были не у дел долгие годы. Многие ему за это очень благодарны. Репетиции до кровиАктриса Наталья Палагушкина своими театральными учителями считает режиссера Леонида Хейфеца и Миндаугаса Карбаускиса. Хейфец начал ставить спектакли еще при Гончарове, а Карбаускис с 2011 года занимал должность худрука.

1 из 3Наталья Палагушкина на сцене театра В. Маяковского»Мне очень повезло, — признается Палагушкина. — Потому что они очень разные. Леонид Ефимович — представитель старой психологической школы русского театра, Миндаугас Карбаускис — мастер тонкой и интеллектуальной режиссуры».По словам актрисы, Леонид Хейфец, рассказывая студентам, как надо играть Шекспира, так заводился, что у него из носа шла кровь. Не менее требовательным к себе и актерам был Карбаускис.»Когда репетировали «Школу жен», он попросил меня придумать этюд с платком, — вспоминает она. — Я не спала до утра, часов в пять меня осенила, как мне показалось, отличная идея. Когда пришла на репетицию, Миндаугас все переиграл и предложил платок заменить вышивкой. Это было глубже и тоньше, но сколько времени уходит на творческие поиски! Но хорошие спектакли никогда не получаются легко».

С мая 2022-го художественным руководителем театра стал Егор Перегудов.»Мы никогда не были модным театром, — отмечает Ольга Прокофьева. — Могли пошалить, если это было оправданно, но голые артисты по сцене не бегали. Этим мы зрителя никогда не завлекали. Театр имени В. Маяковского — крепкая академическая школа».В юбилейном году намечено шесть премьер, много творческих мастерских, лекций и мастер-классов. А еще историю «Маяковки» можно будет послушать в специальном мобильном приложении.

Источник: ria.ru

Вам также могут понравиться