В прокате победитель Канн: как «Треугольник печали» высмеивает богачей
Провокационный фильм «Треугольник печали», получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, выходит в российский прокат. Режиссер Рубен Эстлунд иронизирует над одержимостью богатством и красотой, цитирует Маркса, шутит над русским олигархом и инфлюенсерами. О том, почему эту кинокартину стоит смотреть, — в материале РИА Новости.Что такое на самом деле «треугольник печали»Эстлунд — новый любимчик в Каннах, наряду с Ларсом фон Триером и Ксавье Доланом. Первый раз он завоевал золото на Лазурном Берегу в 2018-м с картиной «Квадрат», где критиковал двуличность современного искусства. А в новом фильме высмеивает все общество и мир моды, в частности. Можно подумать, что в названии ленты замаскирована отсылка к Бермудскому треугольнику: по сюжету круизный лайнер терпит крушение и его пассажиры оказываются на необитаемом острове.
На самом деле «треугольником печали» называется подвижная область между бровей, ярче всего выражающая эмоции. Туда делают инъекции ботокса, что меняет мимику. В фильме такое противопоставление внутреннего и внешнего играет важную роль.В этой кинокартине три главы. В первой зрителям представляют главных героев, это пара моделей — Яя и Карл. Она — звезда подиумов, а он постоянно ходит по кастингам, надеясь получить работу.
Карла и других кандидатов просят показать, как они владеют «треугольником печали». Для элитного бренда надо быть недоступным, хмуро смотреть в камеру. А для демократичной марки — изображать радость, открытые улыбки.Яя еще и инфлюенсер, поэтому ее приглашают в круиз на элитной яхте. На судне они с Карлом (он постоянно фотографирует ее для соцсетей) присоединяются к другим колоритным персонажам.
1 из 3
Кадр из фильма "Треугольник печали"
Во второй главе — круиз. Кстати, элитный лайнер — это яхта «Кристина О», принадлежавшая Аристотелю Онассису и Джеки Кеннеди. А фильм превращается в настоящую комедию масок.Капитан — пьющий американец-коммунист Томас (невероятно карикатурный и запоминающийся Вуди Харрельсон). Вместо Коломбины — энергичная стюардесса Пола. За «люкс» отвечают русский олигарх и бизнесмен Дмитрий с женой — он поднялся на торговле навоза. Еще есть пожилая пара британских богачей Уинстон и Клементина (как супруги Черчилль), их бизнес — продажа ручных гранат.
1 из 2
Фото со съемок фильма "Треугольник печали"
Обвешанная драгоценностями престарелая элита наслаждается отдыхом, инфлюенсеры позируют на солнце, в ресторане, чтобы «собирать лайки», обслуживающий персонал выполняет любые пожелания гостей — под динамичные поп-треки вроде «Lady» («Hear Me Tonight») Modjo.
1 из 2
Кадр из фильма "Треугольник печали"
Но яхта попадает в шторм, и все в прямом и переносном смыслах идет вверх дном. Капитан, запершись в каюте, по громкой связи цитирует Маркса, богатые пассажиры страдают морской болезнью. Язвительность режиссера нельзя не отметить — эта сцена длится нестерпимо долго. Тональность меняется — с танцевальных ритмов на «New Noise» шведских панк-рокеров Refused.Судно терпит крушение, элита попадает на остров. И в третьей части картины камера наблюдает за поведением людей в необычных обстоятельствах.
Неприспособленным к быту олигархам приходится подчиняться уборщице. Она приструнила тунеядцев — и островное мини-общество трансформируется из капитализма в матриархат.Фильм вызывает разные эмоции. Смех сменяется задумчивостью: а не вели ли бы мы себя так же?
Кажется, что Эстлунду настолько понравилась собственная картина, что он смакует детали. Иногда слишком затянуто. Диалог Карла и Яи о том, кому платить за ужин, никак не кончается. Они спорят за столом ресторана, в такси, лифте и гостиничном номере. Можно было бы оправдать такой ход попыткой подискутировать о современной маскулинности, но никаких выводов зритель не дождется.
Так же с цитированием Маркса, постоянными упоминаниями Дмитрия о том, что он разбогател благодаря навозу. Безусловно, у Эстлунда, восхищающегося Роем Андерссоном и Ларсом фон Триером, к шестому фильму выработался собственный режиссерский почерк. Он виртуозно обыгрывает неловкие диалоги, напоминает о двойных стандартах, меланхолично показывает лицемерие и несправедливость общества. Умеет за секунду менять настроение сцены на противоположное, а смех трансформировать в задумчивость.
Зачастую его дотошность доходит до абсурда. Но зрителям нравится. Точно можно сказать: у Эстлунда получилась яркая бунтарская сатира, которую стоит посмотреть.