Взять быка за рога: чем так хорош балет «Лабиринт» в Большом театре

В Большом театре громкая премьера — «Лабиринт», объединивший три одноактных балета. Самый любопытный — «Минотавр» с хореографией всемирно известного Патрика де Бана и сценографией Даши Намдакова. О чем спектакль и почему его можно назвать «постановкой силы» — в материале РИА Новости.Трудности переводаШарль Бодлер сказал: «Поэт — античный герой, который побеждает чудовище». «Нет, — ответил аргентинец Хулио Кортасар. — Поэт — сам чудовище в глазах общества».Для пьесы «Цари» он использовал знаменитый критский миф, перевернув его с ног на голову. Афинский герой Тесей у Кортасара — недалекий и тщеславный лжец, который хочет прославиться, убив монстра. Наследница критского трона Ариадна влюблена не в него, а в Минотавра. И клубок ей нужен, чтобы вывести из лабиринта не царевича, а человекобыка.

Сам Минотавр — философ, изолированный от мира из-за пугающей внешности. Его держит в заточении отчим, владыка Крита Минос. Афинские юноши и девушки, впрочем, и правда пропадают в лабиринте. Вот только человекобык их не пожирает и даже не убивает, а учит музыке и танцам. Но об этом никто не знает.Затейливая трактовка аргентинца заинтересовала Патрика де Бана, хореографа из Германии. Так появилась идея балета.Пьеса Кортасара написана белым стихом, в ней важно каждое слово. Можно ли перевести эту историю на язык танца, костюма, цвета? Как оказалось, вполне.Три уровня трактовкиМинотавр — фигура многозначная. Во-первых, это образ инаковатого творческого человека, которого общество не принимает, не понимает — но не гнушается получать выгоду от его необычности. Так, в пьесе Минос распускает слухи о кровожадности пасынка, чтобы держать в страхе соседние народы.

"Люди воспринимали Минотавра как злобное чудовище, — рассказывает хореограф Патрик де Бана. — Но для меня он — жертва действий людей".

Чтобы разглядеть за страшной внешностью красивую душу, нужно иметь открытое сознание, видеть мир глазами ребенка или влюбленного. Так смотрит на героя Ариадна, но она — исключение.

В пьесе Тесей говорит человекобыку: «Если тебя я стану слушать, тогда едва ли я смогу тебя убить». Тем самым подтверждая, что сознательно хочет видеть в сыне Пасифаи ужасную внешность, а не личность. Он сожалеет, что не может отсечь Минотавру только звериную голову, а обычное тело оставить жить. Эта метафора очевидна: общество стремится исправить странных людей, не понимая, что особенности — часть их природы. Поэтому пьеса Кортасара имеет, несомненно, гуманистический посыл.

"В нашем балете Минотавр не монстр, — объясняет Мария Виноградова, исполнительница партии Ариадны. — Он одиночка. Он ищет себя, его терзают душевные боли".

Постановка Патрика де Бана — о каждом, кто хоть раз в жизни чувствовал себя непонятым, лишним, сталкивался с травлей или был не уверен в себе. Спектакль не просто красив — у него психотерапевтический эффект. Разделяя одиночество главного героя, зритель ощущает то, что Аристотель называл уже приевшимся словом «катарсис».

Кортасар отмечал, что его лабиринт символизирует подсознание. Патрик де Бана трактует этот образ шире — как реальность и жизнь. И Минотавр в таком контексте — творческое и эмоциональное начало человека, неуправляемое, пугающее и продуктивное. Можно обратиться к нему, чтобы обрести вдохновение и любовь, как это делает Ариадна. Можно держать его под контролем разума и не выпускать, как Минос. А можно бояться его и пытаться уничтожить, как Тесей.И наконец, третья трактовка образа Минотавра — внушающая страх, но благодатная сила природы, без которой невозможна настоящая жизнь. У Кортасара герой до заключения в лабиринт гуляет среди цветов, декламируя их названия. А в подземной тюрьме тоскует по морю.Любовь Ариадны — единственное, что связывает его с внешним миром. Человекобык погибает не от удара меча Тесея, а в момент, когда верит, что царевна предала его.

"Моя Ариадна — влюбленная, — отмечает Виноградова. — И это раскрывается через пластику в наших дуэтах".

Интересно, что двух подлых царей — Тесея и Миноса — как персонажей в балете нет вообще. Акцент сделан на внутреннем мире героя и его отношениях с матерью и любимой.

"Через взаимодействие с ними он может гармонично существовать в темноте, — считает Савин. — Пытается найти объяснение, почему он один, что с ним происходит. Задает вопрос — но ответа не получает".

Сцена и цветСценография «Минотавра» очень лаконична, главная декорация — черный фон. В этом де Бана скрупулезно следует первоисточнику — важность темного лабиринта не раз подчеркивал Кортасар.

"Эта история — и про любовь, и про погружение во тьму, и про погружение в свет. Как маятник", — замечает Ильдар Гайнутдинов, один из исполнителей роли Минотавра.

Единственное украшение сцены — огромная бычья голова из дерева, багрово-черный череп с металлическими рогами в форме молодого месяца. Точь-в-точь как его описывал аргентинский автор. Это главный символ пьесы: и мечта Тесея, доказательство его победы, и знак самой земли, в недрах которой расположен лабиринт. И отличительная черта Минотавра — проклятие и особенность, сделавшая человекобыка легендой.

Важную роль играют костюмы танцоров. Минотавр усыпан сверкающими серебром стразами, его тело кажется нездешним и невесомым. Оно резко контрастирует с тяжелой багровой головой из дерева и металла. Так выражена двойственность героя — чудовища, философа, порождения природы с духом мечтателя и творца.

У Ариадны и Пасифаи отличаются только цвета платьев — красный и черный соответственно. В пьесе Минос внушает девушке, что она дочь царя и должна смотреть на мир, как отец. Но в том и беда, что по духу она — дочь царицы. Пасифая любила бога Посейдона, который явился к ней в облике быка. Ариадна любит Минотавра, человека с бычьей головой. Обе идут против правил и законов, что приводит к трагедии.

1 из 2

Артисты балета Денис Савин и Мария Виноградова в сцене из одноактного балета "Минотавр" в Государственном академическом Большом театре

Музыку для балета «Лабиринт» написал Макс Рихтер — современный британский композитор немецкого происхождения. Он любит экспериментировать с литературой. В одном из его альбомов Тильда Суинтон цитирует произведения Кафки. А в Memoryhouse звуки природы наложены на голоса людей, которые читают стихи на разных языках. Удачный выбор автора для музыки к «Минотавру» — произведению по сложной, метафорической пьесе.

Движения человекобыка начинаются в полной тишине. Потом добавляются тревожные, трагические звуки скрипки и клавишных. Это не классический балет, а контемпорари — стиль на основе танца модерн. Он позволяет исполнителям глубже понять и четче выразить героев.Команда со всего мираСпектакль создавала мультикультурная группа. Возможно, поэтому он получился не русским или западным, а понятным каждому.Патрик де Бана и Макс Рихтер пригласили работать над либретто Хосе Андраде, над костюмами и светом — Игоря Чапурина и Ивана Виноградова.

"Я артист и считаю, что искусство должно объединять людей, а не разделять", — подчеркивает де Бана.

Голова-декорация — арт-объект авторства бурятского скульптора Даши Намдакова.

1 из 5

Незаконченная скульптура "Минотавр" в творческой мастерской Даши Намдакова в Москве для оформления постановки балета "Лабиринт" в Большом театре

Это всемирно известный представитель современной культуры Сибири. Герои его скульптур — волшебные существа из разных мифов. Для черепа Минотавра Даши использовал ствол старой сосны из Карелии и минимально его обработал.

"Никакой художник не может повторить то, что создает природа, — говорит он. — Мы просто воспользовались тем, что она сотворила, и немного поучаствовали в процессе".

Путь в подсознаниеБалеты «Сияние» и «Нерв» связаны с «Минотавром» и друг с другом общей идеей — они исследуют мир человеческого подсознания. В «Сиянии» человек выходит из дома, чтобы путешествовать по мирам. Но вот вопрос: в реальности или в мечтах? В какой-то момент дом превращается в огромную голову — и зритель знает ответ.

1 из 2

Балетный спектакль "Сияние"

Постановка сопровождается ярким футуристическим видеорядом, рассматривать который — отдельное удовольствие. А серебряные детали на головах и одежде танцоров-путешественников — почти такие же, как на теле Минотавра. Это наводит на мысль: может быть, критский узник — такой же странник, гость из иных миров?Каждый зритель решит для себя сам.Премьерные показы проекта «Лабиринт» проходят в Большом театре 15 и 16 ноября.

Вам также могут понравиться