Мона Лиза с ногами: вытеснит ли цифровое искусство классику

Читать ria.ru в «Живые» гравюры Уильяма Блейка, NFT-инсталляции на стенах флорентийского Палаццо Строцци — цифровое искусство все популярнее. Пользователи нейросети DALL-E 2 даже дорисовали мировые шедевры: у Моны Лизы появились ноги, а у Девушки с жемчужной сережкой — столик. Значит ли это, что скоро художники сменят холст на планшет или вовсе станут не нужны, — разбирается РИА Новости.А искусство ли?Цифровым называют искусство, созданное с помощью компьютерных технологий. Существует около десятка направлений. В том числе использование дополненной и виртуальной реальностей, разработка трехмерных объектов, анимация изображений и генерация новых — например, ставшая сенсацией «Мона Лиза» с ногами.

Но если просто перевести картину в цифровой формат и разместить в интернете — станет ли она диджитал-артом?

"Здесь, скорее, вопрос, будет ли это вообще искусством, — замечает Евгения Стерлягова, художница, куратор, создательница онлайн-галереи "Лабиринт Павла". — Если художник оцифрует каталог картин — это еще не акт производства новых работ, это документация. Но если при цифровизации он преобразует полотна, внесет дополнительные смыслы — о цифровом искусстве говорить можно".

1 из 6

Let’s Get Digital! в Палаццо Строцци

Казалось бы, художникам этот тренд сулит одну выгоду: не нужно тратиться на кисти, краски и мастихины, а любую неверную линию легко удалить за секунду. Однако сторонники классической живописи не спешат покупать планшеты и конкуренции не чувствуют.

"Возможно, с ростом популярности "цифры" традиционная живопись станет более элитарной, редкой, даже экзотичной. Но вряд ли исчезнет, — считает художник Ваня Волжский. — Вероятно, цифровое искусство просто всем надоест. К нему уже сейчас нередко относятся как к одноразовым вещам, где нет ничего глубокого, трогающего за душу. Глянул — и тут же забыл. А вот, например, "Голову Леды" Леонардо да Винчи просто так не забудешь".

В digital есть свои ограничения. Скажем, добиться эффектов картин старых мастеров — Тициана, Рембрандта, Веласкеса — невозможно в силу разницы материала.»Реальные холсты трехмерны, зернисты, краска на них ложится неровно, — поясняет Волжский. — Масляная живопись способна переливаться, как мозаика из цветных камней, — как такого добиться в «цифре»? Цифровая живопись — другой процесс и другое впечатление. По мне — она выглядит дешево».

1 из 4Ральф Беккер. Естественная история сетей / Softmachine, 2021Последний довод сторонников классики — цифровая живопись утомительна и вредна для самого автора. Волжский уверен: цветовосприятие художника деградирует, если он не чередует современные и традиционные технологии.А автор кто?Пользователи нейросетей и приложений не всегда могут предсказать, какой результат выдаст им искусственный интеллект. Если все действия выполняет алгоритм, значит ли это, что он и есть творец?

Здесь важно, насколько оригинален вклад человека, — говорит Волжский. — Если ты можешь с помощью программ создавать уникальное, узнаваемое без подписи, то, конечно, машина — только инструмент".

Кроме того, художнику присущи эмоции, из которых рождается творчество.»Ученые прикладывают много усилий для того, чтобы приблизить рациональность «роботов» к человеческой, — добавляет Стерлягова. — Но искусство — та сфера, где произведения создаются, наоборот, за счет иррационального в нас. Еще не изобрели такой искусственный интеллект, который смог бы заменить человека-художника в его способности к осмысленному оригинальному художественному высказыванию».Особенности русской цифрыЗа рубежом государство и частные фонды активно поддерживают digital-артистов, проводятся крупные фестивали — ежегодный берлинский Transmediale, канадский MUTEK, OFF в Барселоне. В России к этому направлению пока присматриваются. Музеи с осторожностью покупают такое искусство в связи со сложностями и спецификой хранения. Однако интерес усиливается.

1 из 2Александр Погребняк, Антон Щеголев (Россия), Break-in, медиаинсталляция, 2021Еще в 2019-м Третьяковская галерея реализовала три VR-проекта, посвященных Гончаровой, Малевичу, Шишкину и Мунку. Резидент Новой Третьяковки, лаборатория «Арт&Science», в декабре 2021-го представила выставку New Elements с использованием цифровых технологий. Этой весной московский «Винзавод» стал пространством для «футуристического размышления» Recycle Group New Nature. А в Санкт-Петербурге проводят международный фестиваль медиаискусства «КИБЕРФЕСТ».

1 из 4

Аристарх Чернышев, Владислав Ефимов. Проект памятника Терминатору Т-800. Forum Stadtpark, Грац, Австрия. Мультимедийный проект, 2002

«В марте в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США) открылась выставка цифровых художников ID Art / Tech, в которой были заявлены русские авторы, — рассказывает Евгения Стерлягова. — Некоторые российские художники активно участвуют в международных выставках. Это Покрас Лампас, Аристарх Чернышев, моушен-дизайнер Brickspacer, кибердизайнер R66, группа 404.zero, известная аудиовизуальными перформансами».

Живописи конец?Еще одна новинка — онлайн-галереи и виртуальные туры. В пандемию на самоизоляции можно было путешествовать по залам и рассматривать экспонаты, не выходя из дома. Но реальные музеи никуда не исчезли — и не исчезнут.»Не волнуйтесь, места в искусстве хватит всем, — уверена Евгения. — Музеи останутся, живописцы тоже. Человек — социальное существо, пандемия показала, насколько нам важны оффлайн-сообщества с живыми людьми. Цифровые технологии имеют преимущество в скорости, доступности из любой точки, охвате, но не заменят реального мира».Классические полотна и книги давно должны были покрыться пылью после появления фотографии и электронных версий — но этого не произошло. Не пропал и интерес к пленочной съемке, хотя активно развивается цифровой формат. В этих случаях новое не убивало старое, но дополняло его. Скорее всего, digital-арт и живопись ждет то же самое.

Источник: ria.ru

Вам также могут понравиться