Опубликовано письмо директора Третьяковки Трегуловой против вывоза «Троицы»
Поездка рублевской «Троицы» в Троице-Сергиеву лавру стала прецедентом — во всех смыслах слова. Еще неизвестно, чем обернется рискованное путешествие для иконы: видимых повреждений нет, констатируют реставраторы. Теперь «Троицу» предстоит изучить под микроскопом, и тогда можно будет делать более точные выводы. В любом случае в экспозицию она в ближайшее время не вернется. Несмотря на все это, председатель думского Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов предложил «проработать механизм постепенной передачи икон в храмы». Эта инициатива вызвала волну обоснованных протестов в музейной среде.
«Старая» Третьяковка — место постоянного хранения иконы.
Напомним, что Третьяковка всячески сопротивлялась поездке «Троицы» в лавру. В документе от 4 июля, оказавшемся в распоряжении «МК», директор ГТГ Зельфира Трегулова пишет главе департамента музеев и внешних связей Минкультуры Елене Харламовой: «Позиция Третьяковской галереи по данному вопросу (возможности транспортировки в Сергиев Посад. — М.М.) была многократно изложена как в письменной, так и в устной форме на совещаниях в Министерстве культуры и полномочным представителям патриархии в 2022 году. Эта позиция выработана на созванных по поручению Министерства культуры РФ расширенных Реставрационных советах в 2008 и 2022 годах, принявших единогласное решение о невозможности выдачи «Святой Троицы» для участия в богослужении в Троице-Сергиевой лавре в связи с тем, что риски необратимых повреждений памятника в этом случае очень велики».
Далее Трегулова напоминает о печальном опыте предыдущего выезда иконы за пределы здания в Лаврушинском: в 2007 году на выставку «Россия–Европа» на Крымский Вал, после чего «Троица» долго «болела». Икону тогда реставрировали несколько раз, укрепляли красочный слой и прочее. В итоге накануне «гастролей» святыни директор ГТГ так и не поставила своей подписи в разрешении на выдачу «Троицы» — это сделал ее заместитель Ринат Шигапов, а Трегулова очень вовремя ушла в отпуск. После поездки «отдых» прописан и древней иконе. К тому же в Сети всплыла докладная записка хранителя «Троицы», где говорится, что витрина, предоставленная для транспортировки страховой компанией, «не обеспечивает условия, необходимые для поддержания стабильного состояния сохранности иконы». То есть «Троицу» повезли в самой обычной витрине, а не в специальной, с необходимым температурно-влажностным режимом. На авось и вопреки всем рекомендациям музейных работников. И тут, возможно, дело не только в русской национальной безалаберности, но и в бюджете предприятия: особая капсула для шедевра стоит совсем других денег.
«Троица» Андрея Рублева в Троице-Сергиевой лавре.
Но тем дело не кончилось. Депутат Гаврилов предложил передавать иконы из музеев в храмы, причем с «сохранением бюджетного финансирования в рамках обеспечения условий хранения и безопасности, реставрации святынь». То есть финансы, по мысли законодателя, уплывут в РПЦ вместе с шедеврами — очень удобно. Директор музея архитектуры имени Щусева уже назвала инициативу «глупостью» и «дикостью». Согласен с ней директор Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, искусствовед Михаил Миндлин:
— У нас отчизна крайностей. Сначала 80 лет иконы уничтожались, а то, что сохранилось, — во многом заслуга музейных сотрудников. В советское время музеи спасли национальное достояние. Сегодня все должны понимать, что древним иконам необходим специальный температурно-влажностный режим. В музее икона находится под постоянным присмотром искусствоведов и реставраторов, в храмах таких условий нет. Чтобы такие условия создать, нужны огромные вложения, время, штат специалистов и технические условия. Представляете, какой это масштаб задач? К тому же рядом с древней иконой недопустим открытый огонь, то есть свечи жечь нельзя. С точки зрения православного канона все равно — молиться «Троице» или ее списку. Проблем сделать копию нет. В той же Троице-Сергиевой лавре есть прекрасный список «Троицы» и подлинный оклад. «Троица» — это не только религиозный символ, а национальный, как флаг или герб, с нее надо пылинки сдувать. И незачем лишний раз подвергать ее риску. Иконы такого уровня — национальное культурное достояние, и оно принадлежит всему народу Россию, любых конфессий.
— На мой взгляд, передача памятников древней русской культуры является совершенно недопустимой мерой, — говорит «МК» директор Института искусствознания Наталья Сиповская. — Физическое сохранение национального культурного наследия не менее важно, чем сохранение его смысла. Святая икона от места своего пребывания своей святости не теряет. Но если мы останемся без памятников древней культуры, мы рискуем остаться без своей истории, что намного более существенная потеря.
Идея о передаче древних икон из музеев в церкви отнюдь не новая. В 2009 году, когда «Торопецкую Богоматерь» XII–XIV вв. временно передали из Русского музея в храм Александра Невского при элитном коттеджном поселке Княжье Озеро, развернулась бурная дискуссия по тому же поводу. Искусствоведы приводили те же аргументы, что и сегодня, — без особых условий памятники древнерусского искусства долго не проживут. В итоге «Торопецкую Богоматерь» вывели из фонда Русского музея. Она так и осталась в новом храме. С тех пор состояние иконы заметно ухудшилось. Представители РПЦ не раз возвращались к вопросу о передаче икон, но, к счастью, массового выноса памятников из музеев пока не началось.
Источник: mk.ru