Самый советский фильм Куросавы: как снять кино про тайгу и получить «Оскар»

После экранизации «Войны и мира» «Оскар» присудили еще одному советскому фильму — про приключения в Уссурийском крае. Живописную драму «Дерсу Узала» снял японский режиссер Акира Куросава. О том, как он работал в СССР, где нашли одного из ведущих актеров и почему статуэтку получал Данелия, — в материале РИА Новости.Неожиданная коллаборацияАкира Куросава в начале 1970-х переживал не самый лучший момент в карьере — испытывал трудности с финансированием фильмов, а из-за провала картины «Под стук трамвайных колес» даже пытался покончить с собой.В 1971 году на встрече в Японии режиссер Сергей Герасимов предложил Куросаве снять ленту в СССР. Мастер согласился: он недавно расторг контракт с Голливудом (во время работы над фильмом о нападении японцев на Перл-Харбор) и выплатил американцам неустойку.

Надо заметить, что Куросава увлекался чтением и снял много экранизаций, в том числе по роману Достоевского «Идиот» и пьесе Максима Горького «На дне». Использовал мотивы из «Гамлета» и «Макбета» Уильяма Шекспира.Поэтому выбор романа Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» не казался таким уж удивительным. Правда, до финального решения Куросава подумывал о том, чтобы создать сценарий по «Тарасу Бульбе» Гоголя или «Запискам из Мертвого дома» Достоевского.

На съемках фильма «Дерсу Узала»Но в итоге получилась история о дальневосточной экспедиции Арсеньева, его друге, мудром и добром охотнике Дерсу Узала, их путешествиях и приключениях.Это был первый фильм Куросавы не на японском языке и единственный, снятый им на широкоформатной — 70-миллиметровой — кинопленке.

Куросава известен вниманием к деталям и тем более — к выбору актеров.В роли Дерсу он видел японца Тосиро Мифунэ — своего друга, звезду «Семи самураев», «Расемона» и «Телохранителя». Но тот на время съемок «Дерсу Узала» был занят. Рассматривали нанайца Кола Бельды и бурятского танцовщика Цыдена Бадмаева. Но всех обошел Максим Мунзук.Он родился еще в империи Цин, в которую раньше входила Тува. Во время Великой Отечественной войны, чтобы прокормить семью, научился охотиться. После играл в театре, исполнял песни, снимал кино, собирал фольклор.

Кадр из фильма «Дерсу Узала»До оскароносной картины артиста знали только в республике. Второй режиссер фильма Владимир Васильев приехал в город Кызыл и попросил посоветовать на главную роль кого-то из местного театра. Ему назвали Максима Мунзука.Отправились к актеру домой, чтобы пригласить на пробы, а супруга ответила: муж на охоте. Но на следующий день Мунзук сам приехал в гостиницу и сказал, что согласен участвовать. Правда, по другой версии, его ждали неделю. Артист, вернувшись и узнав о кастинге, оставил дома ружье и как был отправился к Васильеву. А оттуда его сразу на самолете доставили в Москву на пробы. В итоге получился очень аутентичный Дерсу.

Кадр из фильма «Дерсу Узала»Юрия Соломина на роль Владимира Арсеньева Куросава позвал, впечатленный игрой актера в «Адъютанте его превосходительства».Артист приглашению обрадовался: во-первых, всегда интересно работать со знаменитым режиссером, а во-вторых, Юрий Мефодьевич — сам родом с Дальнего Востока. Куросава после говорил, что Соломин — актер, который все понимает с полуслова.Исполнители главных ролей быстро подружились.

На проект выделили внушительные четыре миллиона долларов. Съемки длились два года — надо было показать разные природные сезоны. Кинематографистам дали понять: можно ни в чем себе не отказывать, главное, чтобы картина получилась.»Мосфильм» предлагал Куросаве снимать сцены в тайге в Подмосковье — иностранцев не хотели пускать на Дальний Восток. В конце концов чиновников уговорили, однако на площадке всегда присутствовал сотрудник КГБ, что раздражало режиссера.

Куросава восхищал съемочную группу тем, что вникал во все детали: подравнивал актерам грим, подбирал одежду, рисовал эскиз для каждой сцены и заставлял развешивать на деревьях опавшие накануне листья, чтобы картинка не менялась в кадре.Японский режиссер хотел все делать по-настоящему. Говорят, однажды самостоятельно собрал рюкзак для героя Соломина: сложил все, что могло понадобиться персонажу, как описано в книге-первоисточнике. В итоге артист едва мог поднять сумку.

Советским режиссерам не везло с церемониями «Оскара». За «Разгром немецких войск под Москвой» позолоченную статуэтку из гипса в СССР привез оператор Владислав Микоша. За «Войну и мир» награду получала Людмила Савельева (уже в самолете «рыцаря» забрали чиновники).

Статуэтка "Оскар" в номинации "Лучший документальный фильм" за картину "Разгром немецких войск под Москвой", хранящаяся в Музее кино

За «Дерсу Узала» вручали два «Оскара». Одного — японскому продюсеру (Куросава был в непростых отношениях с американцами), а второго — Георгию Данелии. Тот был в США на кинофоруме с фильмом «Афоня», и его попросили получить статуэтку — для СССР награда стала неожиданностью, на церемонию никто не поехал.Интересно, что в США «Дерсу Узала» показывали под названием «Охотник» («The Hunter»). В 2011-м возникла курьезная ситуация — в прокат вышел фильм с таким же названием с Уиллемом Дефо и Фрэнсис О’Коннор.«

"Если вы хотите увидеть по-настоящему хорошее кино об охоте, лучше посмотрите фильм Куросавы", — посоветовал тогда профессиональный охотник Стивен Ринелла, делая обзор двух картин.

19 марта, 08:00

Вам также могут понравиться